ЭПОХА АЛЕКСЕЯ РЫБНИКОВА

ЭПОХА АЛЕКСЕЯ РЫБНИКОВА

К 75-летию композитора.

17 июля исполнилось 75 лет российскому композитору Алексею Рыбникову. По мнению поклонников его творчества, любимые миллионами фильмы, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа, без музыки Алексея Рыбникова потеряли бы душу. Талантливый композитор действительно создает уникальные запоминающиеся пронзительные композиции. За это его прозвали российским Моцартом.

Композитор родился в послевоенной Москве в творческой семье с трагической родословной. Мужчины-предки по линии матери — из белых офицеров, верой и правдой служивших царю. Деда-генерала расстреляли в Первую мировую. Бабушке Алексея, пытавшейся защитить мужа, прострелили руки, а мать, девочку пяти лет, вывели на расстрел, и лишь чудо спасло ребенка от гибели.

Чудом остался жив и отец Алексея Лев Самойлович. В 14 лет подростка, заболевшего туберкулезом, отправили умирать в туберкулезный барак. Лева сбежал из страшного места, где каждый день видел смерть, и решил встретить последний день жизни на воле. Спас мальчика православный сельский батюшка, приютивший в домике при храме. Священник выходил еврейского парнишку, научил петь церковные псалмы. От настоятеля музыкально одаренный юноша перенял азы скрипичной игры.

Семья Рыбниковых жила в коммунальной квартире вчетвером — родители с Алешей и бабушкой ютились в 10-метровой комнате. Отец с матерью считали каждую копейку, хотя Лев Рыбников был лучшим скрипачом в оркестре Александра Цфасмана. Творческая жилка обнаружилась и у матери Александры Алексеевны, она из подручных материалов сооружала для светских модниц невероятные шляпки и шали.

Мать в мечтах видела сына знаменитым композитором. Зато отец, тонко чувствовавший фальшь и требовательный, критично оценивал музыкальные способности Алеши. Но он уступил, когда супруга настояла на покупке пианино: место громоздкому инструменту нашли, продав буфет.

Первая попытка поступить в музыкальную школу провалилась: от Рыбникова, разучившего на пианино пару пьес, учителя потребовали повторить спетые мелодии голосом. Мальчик от неожиданности растерялся. Но мама нашла для Алёши преподавателя по сольфеджио, и в следующем году его приняли.

Первые годы отец ругал сына за «отсебятину» и вольные импровизации, пока не заметил у мальчика искру композиторского таланта. Чтобы убедиться в способностях Алексея, поступившего в элитную школу при «Гнесинке», Рыбников-старший попросил Арама Хачатуряна глянуть на сочинение сына.

Именитый композитор посмотрел ноты и сразу принял коллегу в свой класс при консерватории, где юное дарование начало изучать композицию. Спустя 5 лет, в 1967-м, Рыбников получил диплом с отличием, а через 2 года окончил аспирантуру. Талантливого 18-летнего аспиранта оставили преподавать, чем он и занимался до 1975-го.

Начало творческой биографии Алексей Рыбников положил в 8 лет, написав первые фортепианные пьесы для сказки-фэнтези «Багдадский вор». А балет 11-летнего композитора «Кот в сапогах» и стал тем сочинением, которое убедило Арама Ильича Хачатуряна взять мальчика под свою опеку.

Официальным дебютом молодого композитора стала фортепианная соната «Хороводы», которую Рыбников сочинил на 1-м курсе консерватории. Музыкальные критики уже тогда обратили внимание на нешаблонность почерка Алексея, умение вплетать фольклорные мотивы в современную канву.

В середине 1960-х Рыбников прочно связал жизнь с кинематографом и драмтеатром. Поначалу работа в кино рассматривалась как неплохой заработок, но, начав соединять драматургию с музыкой, парень увлекся и превратил в дело всей жизни.

Заказы на музыкальное озвучивание кинофильмов давали полет фантазии, материальную стабильность и невероятно мобилизовали. В 1970-х музыканта, увлекшегося роком, позвали писать музыкальное сопровождение «Острова сокровищ». Появившаяся перед этим рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» стала открытием для московского композитора и вдохновила на смелые эксперименты.

С тех пор Алексей создал произведения, украсившие более чем сотню кинокартин. Самыми известными лентами с музыкальным сопровождением Рыбникова в 1970-х стали фильмы «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку», «Усатый нянь» и «Тот самый Мюнхгаузен».

В 1980 году он работал над музыкой для художественного фильма «Вам и не снилось», а годом позже Рыбников написал «Лирическую тему» для советской детской приключенческой кинокомедии «Руки вверх!».

В 2000-х востребованность композитора не уменьшилась, его дискография пополнилась музыкой к популярным сериалам и художественным картинам. Его музыка звучала в фильмах таких режиссёров как Тигран Кеосаян, Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, Владимир Хотиненко.

Театральные режиссеры тоже не обошли композитора вниманием. Алексей Львович сочинил музыку для спектаклей «Коварство и любовь» и «Прозрачный мальчик», которые с аншлагами шли в театрах столицы.

В 1976-м в «Ленкоме» состоялась премьера первой в Советском Союзе рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которую Алексей Львович написал в соавторстве с Павлом Грушко.

Инициатором создания оказался Марк Захаров, поставивший оперу в «Ленкоме». Музыкальный спектакль шел на подмостках театра 17 сезонов.

Чиновники Минкультуры встретили революционный спектакль в штыки, назвав рок-оперу «чуждым жанром». Но после 11 отказов и переделок постановке дали зеленый свет. «Ленком» и всех причастных ждал оглушительный успех, Алексея Рыбникова назвали композитором 1979 года.

В конце 1980-х тираж альбомов с музыкой звездного композитора достиг рекордной цифры — 10 млн. копий. А в 1981 году в «Ленкоме» состоялась премьера второго хита Алексея — театралы увидели оперу «Юнона и Авось». И снова сумасшедшему успеху предшествовал громкий скандал, ведь «опальный» рок композитор-революционер соединил с не менее «опальными» православными молитвами.

В 1982-м альбом запретили, а в 1983 году он лидировал в хит-параде: Рыбников выиграл суд, которым запрет с «Юноны и Авося» был снят.

В начале 1990-х Алексей Львович представил поклонникам новый шедевр — мистерию «Литургия оглашенных». Постановка сопровождалась аншлагами в России и в Америке.

В 1999 году в российской столице, в Большом Ржевском переулке, открылся Театр Алексея Рыбникова на полтысячи мест. На официальном сайте учреждения можно узнать о грядущих мюзиклах, постановках, концертах, а также заказать билет на спектакль.

В начале нового столетия Рыбников представил поклонникам своего творчества музыкальную драму о трагической судьбе непризнанного коллеги Максима Березовского. Зрители впервые увидели спектакль «Маэстро Массимо» в нулевых.

Спустя 5 лет Алексей Львович порадовал поклонников симфонией, названной «Воскрешение мертвых», а в 2012-м на подмостках его детища театралы-меломаны впервые увидели постановку «Аллилуйя любви» — микс известных произведений Рыбникова для театра и кино.

В 2017 году «Ленком» в 1500-й раз представил театралам звездную рок-оперу на стихи Андрея Вознесенского, песни которой стали хрестоматийными.

Тогда же Рыбников вернулся к мистерии «Литургия оглашенных», премьера которой состоялась четверть века назад. Алексей Львович, углубив философскую и духовную темы, снял одноименный фильм, впервые выступив как режиссер. Картина вышла на экраны в 2018 году.

В 2019 году Рыбников приступил к работе над составлением оперы по произведению «Князь Андрей». Композитор уверяет, что это будет зрелищный и красивый спектакль. Главный герой — Андрей Болконский. Он ищет свой путь, но не находит себе применения, сталкивается с невзаимной любовью и предательством. Эти проблемы наверняка знакомы современной публике, что делает спектакль актуальным.

Композитор признается, что для создания музыки ему требуются комфортные условия. Но самое главное — это душевное спокойствие. В последние годы Рыбников уезжает в турецкие горы, где у него есть собственный домик. Там царят тишина, уют и покой.

Нет комментариев.