шесть точек, открывающие мир
4 января 1809 года родился человек, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать и даже играть музыку по нотам. Ровно 214 лет назад в этот день родился автор азбуки для слепых Луи Брайль.
4 января 1809 года в небольшом французском городке Кувре в семье сапожника (по другим данным – шорника) Симона-Рене Брайля родился мальчик, которому судьба уготовила тяжкие испытания и великую славу. Нелепая случайность раз и навсегда лишила ребёнка зрения в пятилетнем возрасте. Днями напролёт маленький Луи играл с обрезками кожи в мастерской отца и в возрасте трёх лет случайно повредил себя глаз шилом. Распространившаяся и на второй глаз инфекция сделала его абсолютно слепым уже к пяти годам.
Смирившись с такой жестокой волей судьбы, родители Луи старались сделать всё возможное, чтобы мальчик рос и развивался как нормальный человек, не чувствуя себя инвалидом. Они научили его плести бахрому, которая использовалась в создании конской упряжи и шить домашние туфли. Несколько раз в неделю к Луи приходил учитель музыки, учивший его играть на скрипке. Симон-Рене научил сына читать с помощью забитых в доску по очертанию букв гвоздей, а в деревенской школе, которую посещал мальчик, освоить алфавит ему помогли палочки. Живой ум и прекрасная память помогли маленькому Луи достигнуть больших успехов в учёбе.
Видя успехи незрячего ребёнка, деревенский учитель решил, что юному Брайлю необходимо получать специальное образование и в 1819 году десятилетнего Луи отправляют в Королевский институт для слепых в Париже (Парижский государственный институт для слепых детей). Институт для слепых, хоть и королевский, помещался тогда в тесном и сыром помещении. Постоянное нахождение в такой обстановке было губительным для здоровья учеников, в результате чего многие из детей (в том числе и сам Брайль) в дальнейшем начали страдать от туберкулёза. В альма-матер всех слепых учеников обучали грамоте и музыке, вязанию и ткачеству. Большой упор делался на развитие тактильного чувства, умения познавать мир через прикосновения. Для занятий воспитанникам института предоставлялись учебники, написанные рельефно-линейным шрифтом, однако таких книг было мало, а по многим предметам они и вовсе отсутствовали. Одарённый ученик Луи Брайль сумел освоить не только грамоту, но и игру на пианино и даже сложнейшем органе.
Завершив своё обучение в институте для слепых в 1828 году, Луи получает предложение стать младшим учителем-репетитором (тифлопедагогом). В то время слепых детей обучали знаниям с помощью «ночной азбуки» («ночного письма») Барбье. Придуманная в 1821 году отставным капитаном артиллерии Шарлем-Мари Барбье де ля Серр система «ночного» письма использовалась солдатами для того, чтобы читать донесения в тёмное время суток. Сведения записывались путём прокалывания отверстий в картоне, чтение – путём прикосновения к нему. Выпуклые отверстия, расположенные в две колонки по шесть штук, представляли собой различные звуки. 12-летнего Луи система Барбье не удовлетворяла своим несовершенством: слишком много точек, отсутствие знаков препинания и нот, да ещё и к тому же в ней не работали правила правописания. Однако идея использования выпуклых точек ему очень даже понравилась. Желание создать более совершенный и удобный шрифт для слепых, заставляло подростка проводить вечера напролёт, без конца экспериментируя. Летом, находясь на каникулах в родном Кувре, юношу часто можно было увидеть сидящим на обочине дороги и прокалывающим иглой плотный лист бумаги.
В конце 1924 года, в неполные 16 лет, юного Брайля осенила гениальная идея создания условного алфавита из различных комбинаций шести рельефных точек, расположенных в две колонки по три штуки. В его системе были возможны 63 перестановки, а расстояние между двумя точками равнялось 2-2,5 мм. Незрячий человек мог читать, водя кончиками пальцев по рельефным точкам. Продолжая совершенствовать свой шрифт и, добавив в него знаки препинания, цифры и нотные знаки, Брайль публикует небольшой труд-«инструкцию» к своей системе. В 1829 году он представил начальный вариант своего шрифта на рассмотрение совета института, однако его члены сочли шрифт неудобочитаемым для зрячих преподавателей.
Окончательный вариант шрифта Брайля мир увидел в 1837 году. На повторном рассмотрении изобретения студента настояли слепые и слабовидящие люди. Именно тогда новый шрифт был оценён и признан более удобным, нежели классическая система рельефного воспроизведения латинских букв. Детище слепого мастера немедленно стало эталоном. Несмотря на тот факт, что шрифт Брайля был уже окончательно принят за основу, Барбье де ля Серр, изводимый завистью к молодому изобретателю, продолжал добиваться принятия своего «ночного письма». Но зрячие преподаватели, предпочитавшие обычные буквы в рельефе, были непреклонны и противились использованию слепыми иного шрифта. Позже предпринимались и другие попытки заменить шрифт Брайля и системой Муна, и нью-йоркской точечной системой, но успехом они не увенчались.
Луи Брайль, несмотря на большую нагрузку (с 1828 года он работал преподавателем алгебры, географии, музыки, а также органистом парижской церкви Сен-Николя де Шан), продолжал добиваться всё большего распространения своей системы. Будучи талантливым музыкантом, он преподавал музыку незрячим людям, опираясь на созданный им специальный шрифт для записи нот (нотопись).
6 января 1852 года в возрасте 43 лет Луи Брайль умер в Париже и был похоронен в любимом Кувре. Его прах был перезахоронен в Пантеоне в Париже в 1952 году. К сожалению, автор одного из величайших изобретений человечества, свой триумф так и не увидел. Лишь спустя два года после кончины Брайля алфавит для слепых стал активно распространяться по всей Европе. Первой книгой, напечатанной шрифтом Брайля, стала «История Франции» 1837 года.
В Россию шрифт Брайля пришёл во второй половине XIX века. Первым русским незрячим, освоившим эту систему, стал Денис Оболенский, представитель старинного княжеского рода. Разорившись, его отец стал служащим одного из московских ведомств. На своего сына, потерявшего зрение в семилетнем возрасте, он не обращал никакого внимания. Постоянно слыша от матери слова о том, что, как только тот подрастёт, то отправится жить в монастырь, к 10 годам Денис понял, что в родительском доме он лишний. От монашеской рясы его спас молодой студент-немец Руп, оказавшийся настоящим кладезем сведений о европейских слепых. Он рассказывал Денису и его семье об известном педагоге-слепце Иоганне Кни, о незрячем депутате бельгийского парламента Роденбахе, и о слепом короле Георге V, правителе Ганновера, оказавшимся прекрасным конституционным правителем, чем произвел на них большое впечатление. Несмотря на демагогии, разводимые матерью Дениса, отец его, Михаил Оболенский, попросил Рупа дать сыну несколько уроков.
Когда же немцу пришло время возвращаться на родину, Денис не знал, куда деться от горя. Желая утешить мальчика, его состоятельный дядя выделил средства на поездку в Германию с родителями. В 1857 году семья Оболенских покинула страну. Они остановились в пенсионе в Гейдельберге, где юный Оболенский познакомился с пожилой англичанкой Сперлинг и двумя её дочерьми. Покойный сын женщины, как и Денис, был слепым. Специально для мальчика англичанка выписала из Парижа «доску Брайля» и французский букварь, а её дочери начали обучать подростка письму и чтению на французском, английском и немецком языках.
По прошествии лет, в 1861 году Оболенский адаптировал алфавит Брайля к родному языку.
В 1885 году в нашей стране было издано 100 экземпляров книги Анны Адлер «Сборник статей для детского чтения, посвящённый слепым детям». Известный офтальмолог, секретарь Одесского отделения попечительства о слепых Г.А.Миткевич открыл в Одессе брайлевскую типографию и уже к лету 1889 г. был выпущен сборник стихотворений А.В.Кольцова. Следующим этапом работы стало издание произведений Гоголя. Всё увеличивающийся спрос на «особые» книги сподвигли чиновников открыть в Петербурге в здании Александро-Мариинского училища типографии брайлевской печати. С января 1898 года в России начал выходить первый журнал для незрячих «Досуг слепых». Издание первых советских книг на «языке точек» было предпринято в Советском Союзе в 1924 году.
В 1936 году в Москве при учебно-педагогическом издательстве начинает свою работу редакция литературы для слепых. В это же время взрослых неграмотных слепых начинают массово обучать грамоте с помощью системы Брайля. Специально для этого на язык незрячих были переведены пособия по ликбезу и учебники для начальной школы. В союзных республиках вводится обучение на национальных языках, что приводит к появлению татарского, украинского, грузинского и многих других брайлевских алфавитов.
Сегодня шрифт Брайля используется во всех областях деятельности человека. Он одинаково доступен как учёным, так и простым людям. Благодаря развитию прогресса, электронное оборудование научилось переводить на шрифт Брайля обычное письмо, хотя первоначальный шрифт продолжает использоваться людьми также активно.