писатели юбиляры 2021 года
24 декабря — 75 лет со дня рождения российского поэта, актера, сценариста Леонида Алексеевича Филатова (1946-2003).
С фотографии смотрит на нас открытое обаятельное лицо, фигура в пол-оборота – человек из удивительного племени актёров – Леонид Филатов, сегодня, 24 декабря, ему исполнилось бы 75 лет. Актёр, режиссёр, незабываемый телеведущий, поэт и драматург – трудно сказать, какая из этих ипостасей была ему более органична, но всё, что он делал, над чем работал было исполнено мастерски.
Первое, с чем вспоминают Филатова – это его яркие роли в кино. В связи с чем сразу на ум приходит первый отечественный фильм-катастрофа 1979 года, и хотя Филатов дебютировал в кино ещё в 1970 году, но стал всенародно известным только после «Экипажа», в котором сыграл лётчика – это был новый советский типаж героя. После выхода этого фильма, Филатов стал невероятно популярным, в него, наверное, были влюблены почти все женщины.
Леонид Филатов стал знаменитым и узнаваемым актёром, это так. Но после выхода в 1987 году «Сказки про Федота-стрельца, удалого молодца», стал ещё и известным писателем. Это «фольклорное» стихотворное произведение сразу же стало популярным, «стрельцовый» бум захватил буквально всех. Сказка впервые была напечатана в журнале «Юность», а позже появилась и на полках всех книжных магазинов. Сказочное повествование не только читали и перечитывали, но и ставили в различных театрах, также по нему был снят фильм. Самое известное переложение сказки в театральное действие – это телеспектакль с одноимённым названием, снятый в жанре «театр одного актёра», где в роли чтеца и актёра сыграл сам автор. Эта версия вышла на экраны в 1988 году. В этом же году был поставлен аудио-спектакль по этой сказке, героев которого озвучили любимые наши актёры: А. Жарков, Е. Евстигнеев, Т. Пельтцер, Л. Марков, Л. Ахеджакова и А. Филиппенко.
В 2001 году по мотивам сказки был снят фильм «Сказ про Федота-стрельца», в котором также был задействован известный актёрский состав: А. Мягков, В. Гостюхин, О. Волкова и др. А в 2008 году про Федота-стрельца сняли ещё и полнометражный анимационный фильм. Эта сатирическая сказка-пьеса Леонида Филатова популярна до сих пор, её по-прежнему ставят в театрах.
Чем же ещё известен Филатов-писатель? Ну конечно же, своими литературными пародиями, этот талант Филатова заметил ещё Высоцкий. «Я – человек книжный и театральный. Отсюда, видимо, мой интерес к пародии», – говорил о себе Филатов. Первый пародийный цикл был написан в 1975 для театрального капустника и назывался «Таганка-75». Успех, по словам самого автора, «оказался чуть больше запрограммированного», и поэтому он принялся «печь пародийные циклы один за другим…». За «Таганкой-75» последовал цикл «Ну-погоди!» и вариации на тему сказки К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Искрометный юмор Филатова коснулся таких известных в литературных кругах людей как, Е. Евтушенко, Р. Гамзатова, С. Михалкова, Б. Окуджавы и др. Пародии Филатова были необычайно популярными, и он неоднократно читал их со сцены, копируя голоса известных поэтов.
Ещё Леонид Филатов известен своими пьесами:
«Большая любовь Робин Гуда» – фантазия для театра по мотивам английского фольклора;
«Часы с кукушкой» – комедия;
«Любовь к трём апельсинам» – сказка для театра по мотивам Карло Гоцци;
«Лизистрата» – народная комедия на темы Аристофана;
«Возмутитель спокойствия» – авантюрная комедия по мотивам одноимённого романа Л. Соловьёва о Ходже Насреддине;
«Опасный, опасный, очень опасный…» – трагифарс по мотивам романа Шодерло де Лакло «Опасные связи».
«Дилижанс» – сентиментальный фарс по мотивам новеллы Ги де Мопассана «Пышка»;
«Ещё раз о голом короле» – не такая уж сказка на темы Г.Х. Андерсена и Е. Шварца;
«Рассказы чумного города» – театральная фантазия на темы Боккаччо.
«Золушка до и после» – жестокая сказка по мотивам Ш. Перро и др.
Филатов признавался, что его всегда привлекала «идея использования старого сюжета», но беря за основу сюжет известного произведения, будь то «Лисистрата» Аристофана, «Декамерон» Боккаччо или известная буквально всем «Золушка» Шарля Перро, он всегда привносил в него что-то своё – и него получались «вечные сюжеты на злобу дня». Можно сказать, что он писал-переписывал старые сказки на новый лад! Вот, например, Золушка, все знают её историю, но неужели никто никогда не фантазировал и не задумывался о том, что же стало с ней и другими персонажами: принцем, королём, мачехой после финального бала? А вот Леонид Филатов представил читателям свою версию развития событий, что называется «после бала» – весьма оригинальная и необычная трактовка у него получилась – россыпь юмора и иронии. Прочитав эту «вечную сказку» на новый лад, вы сможете узнать, осталась ли Золушка такой же кроткой и работящей, успокоилась ли мачеха, и стал ли Принц королём? Однако сказку эту вряд ли можно порекомендовать детям, но и автор к этому не стремился.
Нельзя не упомянуть, что Леонид Филатов является автором немалого количества стихотворений и песен к спектаклям: «Мартин Иден», «Театр Клары Газуль», «Когда-то в Калифорнии» и др. А ещё песни Леонида Филатова звучат в фильме «Трест, который лопнул». В соавторстве с В. Качаном, Филатов написал несколько шлягеров: «Ленка», «Оранжевый кот» и др. Владимир Качан, российский актёр, музыкант и писатель – близкий друг Леонида Филатова, сказал в одном из интервью такие слова: «Его стихи — это не песенные тексты и песни-стихи. Это осмысленная поэзия, которая имеет прямое отношение к чувству и уму».
Удача
День закончен – и кисть до утра
Остывает светло и натужно…
Головешкой ночного костра
В темноте догорает натурщица…
Я гляжу на законченный труд
И, как это случается издавна,
Понимаю, что новый этюд —
Это, в общем, не новая истина.
Но я счастлив, как юный жених,
И танцуется мне и хохочется:
Я сегодня остался в живых
На войне, именуемой творчество!..
Уцелевший, стою у холста,
Полный счастья, испуга, смятенья…
…Уважайте удачу, когда
Неудача была бы смертельна!
С начала 90-х книги Филатова выходили одна за другой, он был необыкновенно популярным автором и, к тому же популярным телеведущим. Начиная с 1993 года, Филатов вёл авторский цикл передач на ТВ, посвящённый незаслуженно забытым актёрам, уже ушедшим из жизни. «Чтобы помнили», именно так называлась передача, которой теперь посвятил свою жизнь Филатов. Но у этой популярности была и другая сторона. Филатов стал чаще и больше писать, сниматься на ТВ, потому что это не требовало таких усилий как активная актёрская и режиссёрская деятельность, сказались нежданные проблемы со здоровьем, которых, впрочем, можно было избежать.
Снимая фильм «Сукины дети», Филатов перенёс инсульт на ногах, не обращаясь к медикам и не отлёживаясь: «Следовало чуть-чуть отлежаться. Куда там! Когда я прилетел в Париж, где уже находилась съемочная группа, меня немного покачивало. Чувствовал, что координация движений нарушена. Французы за моей спиной спрашивали у актеров: «Этот ваш режиссер? Он что, пьет?» Друзья мне говорили: «Леня, остановись, так работать нельзя». Но я пропускал все это мимо ушей. Чепуха, считал. Сейчас понимаю, что судьба меня предупреждала: сделай паузу, переведи дух – на картине как будто лежала печать проклятия. Из рук все валилось, финансирования не хватало, во время съемок на русском кладбище ограбили съемочную группу, разбив стекло в машине. В довершение директор в парижском аэропорту забыл негативы с отснятым материалом. Но предупреждение судьбы я проигнорировал». Инсульт не стал единственной проблемой Филатова, как потом оказалось – у него не работали почки. Проблемы здоровья оказались очень тяжёлыми, Филатов перенёс не одну операцию по удалению и пересадке почек. Хорошо, что были друзья, которые помогли и любимая женщина – Нина Шацкая, жена Филатова.
Теперь Филатов большую часть жизни проводил в больнице, свободного времени было достаточно – он посвятил его литературной деятельности: новые стихи, пьесы, книги. И даже программу «Чтобы помнили» теперь снимали в больничной палате. Филатов считал эту работу нужной, и даже во вступительном слове к циклу программ говорил так: «Чтобы помнили – это очень важно для актёра…Мы, слава Богу, не жестокосердный народ – как нас не бьет жизнь со всех сторон, а, тем не менее, у нас еще есть сострадание к чужому горю. Мы склонны к слезам и любим поплакать — благо причин у нас более, чем достаточно. Ну, уж коле мы весь год, простодушно, как дети, льем слезы над мексиканскими страстями, я думаю: не благороднее ли нам было вначале поплакать над нашими собственными, отечественными, российскими утратами. А у нас есть о чем поплакать — есть о чем, и есть о ком…»
Поплакать и рассказать было о ком, слишком много было забытых и ушедших в небытие актёров, среди них: Люсьена Овчинникова, Николай Рыбников, Борис Новиков, Фрунзик Мкртчан, Александр Фатюшин и многие другие. Фильмы, в которых снялись эти актёры, знали многие, а судьбы их остались за кадром. В период с 1993 по 2003 вышло 114 выпусков программы, последняя была о Леониде Филатове. Выпуск программы 4 декабря был последним, потому что Леонида Филатова не стало, он умер 26 октября 2003 года, и вёл его Леонид Ярмольник.
Записка на могилу
Он замолчал. Теперь он ваш, потомки.
Как говорится, «дальше — тишина».
…У века завтра лопнут перепонки –
Настолько оглушительна она.
Это короткое стихотворение Леонид Филатов написал в 1980 году и неизвестно, посвящено ли оно какому-то конкретному лицу. Но то, что после его смерти тишина стала оглушительной, согласятся, думаю, многие… Главное – чтобы не забыли, чтобы помнили, читали его книги, смеялись над его пародиями, пересматривали фильмы…