писатели юбиляры 2021 года
12 декабря — 200 лет со дня рождения французского писателя Гюстава Флобера (1821-1880).
12 декабря — день рождения Гюстава Флобера, известного французского прозаика-реалиста, считающегося одним из крупнейших европейских писателей XIX века. Он был величайшим мастером стиля, продолжателем реалистических традиций Оноре де Бальзака. Значение Флобера в истории французской литературы настолько велико, что с трудом поддаётся оценке. Он вывел в литературу целый ряд молодых талантливых прозаиков, в том числе Ги де Мопассана. Романы писателя, особенно «Госпожа Бовари», содействовали открытию целых направлений и жанровых форм. Считается, что отточенная техника описаний Флобера повлияла даже на художественную школу импрессионистов.
Будущий писатель родился в семье главного хирурга городской больницы, немалая часть его детства прошла в квартире при госпитале. Молодой человек не собирался становиться писателем — будучи сыном состоятельного землевладельца, он получил прекрасное образование в Королевском колледже. После его окончания, Гюстав отправился в Париж изучать право. Но внезапно открывшаяся болезнь изменила всю его жизнь. Выяснилось, что он болен нервным расстройством – эпилепсией. От частых припадков его спасали горячие ванны, приверженцем которых Флобер оставался до конца дней. Обучение пришлось прервать, вместо этого молодой человек отправился в путешествие — сначала в Италию, а ещё через несколько лет на Восток.
1845 год кардинально меняет его жизненный вектор: умирает отец, а потом и горячо любимая сестра Каролина. Флобер берёт на попечение дочь сестры и её мужа, а также принимает решение вернуться домой, к матери, чтобы вместе с ней преодолеть боль потери. Вместе с ней они селятся в небольшом живописном имении в Круассе, близ Руана. С этой минуты вся жизнь Флобера будет связана с этим местом, которое надолго он покидал всего два раза. Полученное наследство позволило Флоберу не знать материальных забот. Не имея официальной службы, он ежедневно и кропотливо работал над своими произведениями. В русле господствующего тогда в литературе романтизма были написаны его первые повести: «Мемуары безумца» (1838) и «Ноябрь» (1842).
К 1846 г. относится начало его отношений с Луизой Коле, достаточно известной в те времена писательницей, знакомство с которой он свёл ещё в Париже. Этот роман, длиною в восемь лет, был самой продолжительной привязанностью в жизни Флобера. Из-за того, что писатель очень боялся передать свой недуг по наследству, он, не желая продолжить свой род, никому не делал предложения руки и сердца, хотя популярностью у женщин неизменно пользовался.
Слава обрушилась на Флобера, когда в 1856 г. в журнале «Ревю де Пари» увидел свет его первый роман «Госпожа Бовари», который является визитной карточкой писателя. Кропотливо, день за днём, в течение пяти лет, обдумывая каждое написанное слово, Флобер писал книгу о том, как иллюзия способна уничтожить реальность. Тончайшая психология в раскрытии образа главной героини стала настоящим открытием в литературе и во многом определила путь развития всего европейского романа. Сюжет прост: ничем не примечательная, более чем заурядная мещанка, чтобы придать красок своей жизни, заводит две интрижки, не замечая того, что любящий человек всегда был рядом.
Роман, завершившийся самоубийством героини, наделал много шуму. Автор и редакторы журнала были привлечены к суду за безнравственность. Нашумевший судебный процесс закончился оправдательным вердиктом. Но в 1864 г. Ватикан внёс «Госпожу Бовари» в «Индекс запрещённых книг».
В 1858 году Флобер совершает путешествие в Африку, привезя из вояжа не только впечатления, но и второй свой роман «Саламбо», действие которого переносит читателя в древний Карфаген, делая его свидетелем любви дочери военачальника и вождя варваров. Историческая достоверность и бережное отношение к каждой детали повествования позволили этой книге занять достойное место в ряду исторических романов.
Третий роман писателя «Воспитание чувств» посвящён теме «потерянного поколения». Он получил высокую оценку Мопассана, который писал: «Этот роман — в совершенстве выполненная картина того, что случается каждый день, точная запись жизни…».
До самой смерти писатель осваивал новые литературные горизонты: пробовал себя как драматург, активно использовал библейские сюжеты. Восемь последних лет он работал над произведением «Бувар и Пекюше», который остался незавершённым. В этой книге он постарался запечатлеть все накопленные знания о человечестве.
Флобера связывала тесная дружба с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Он восхищался огромным талантом русского классика и его энциклопедической образованностью: «вообразить невозможно сколько он знает, этот московит! И при этом такой скромный». Каждый приезд Тургенева в родовое поместье Флоберов в Круассе был для французского писателя, ведшего затворнический, почти монашеский образ жизни, настоящим праздником.
В последние годы жизни Флобера преследовали несчастья: смерть одного из самых близких его друзей Луи Буйе, оккупация его поместья вражескими войсками во время франко-прусской войны и финансовые затруднения. 8 мая 1880 г. писатель скончался от внезапного апоплексического удара, который случился с ним в его рабочем кабинете, когда он работал над романом «Бувар и Пекюш».