писатели юбиляры 2021 года
28 ноября — 140 лет со дня рождения австрийского писателя Стефана Цвейга (1881-1942).
Его произведения поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейга считали баловнем судьбы, называли «психологом страстей» и … великим пессимистом. О его новеллах говорили: «проникают в душу». Вероятно, потому, что сам автор пережил все муки и радости, которые могут выпасть на долю человека.
Стефан родился в семье владельца текстильной мануфактуры. Книги, музыка, театральные спектакли — духовная основа жизни Цвейгов. Несмотря на строгое воспитание и многочисленные запреты, Стефан с детства разными способами добивался желаемого. «Ненависть ко всему авторитарному сопровождала меня всю жизнь» вспоминал Цвейг впоследствии. Он больше всего ценил духовную и личную свободу.
Окончив гимназию, он поступил в Венский университет. Писать начал рано. Будучи студентом первого курса, на собственные средства опубликовал книгу стихотворений «Серебряные струны», вызвавшую огромный интерес читателей и критиков. Композиторы Рихард Штраус и Макс Редер писали музыку на стихотворения молодого автора. Почти одновременно со сборником «Серебряные струны» были напечатаны и первые новеллы.
Окончание учёбы в университете и получение докторской степени открывают в жизни Цвейга период активных путешествий. Начав с Парижа и Лондона, он впоследствии съездил в Испанию, Италию, затем его путешествия вышли за пределы континента, он побывал в Северной и Южной Америке, Индии, Индокитае.
Во время Первой мировой войны Цвейг был служащим архива Министерства обороны, имел доступ к документам и не без влияния доброго друга Р. Роллана превратился в пацифиста, сочинял статьи, пьесы, новеллы антивоенной направленности. Самого Роллана он назвал «совестью Европы». Также он создал эссе, посвящённые Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Йозефу Роту.
В 20-30-е годы писатель активно работал, выходят биографии известных людей, объединённые названием «Строители мира» (Бальзак, Достоевский, Ницше, Стендаль и др.). Параллельно Цвейг занимался новеллами. Его новеллы — «Амок», «Смятение чувств», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Письмо незнакомки», «Мендель-букинист», а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества» — сделали имя автора популярным во всем мире.
Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Но когда он пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в растянутые многословные новеллы. Поэтому романы из современной жизни Цвейгу удавались хуже. Он это понимал и к жанру романа обращался редко. Это «Нетерпение сердца» и «Угар преображения» — незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки спустя сорок лет после смерти автора.
Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака. Сочинения биографического характера также пользовались немалым успехом. Особенно это касалось написанных в 1934 г. «Триумфа и трагедии Эразма Роттердамского» и «Марии Стюарт».
До войны Цвейг был самым успешным немецким автором. Его книги издавались во всём мире, в литературной среде он считался мультимиллионером.
В 1928 г. по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого Цвейг посетил Советский Союз. Долгие годы он был наиболее популярным и издаваемым австрийским писателем в СССР.
Писатель долгое время верил, что первая мировая война — трагическое недоразумение, что она останется последней войной в мире. Он полагал, что вместе с Роменом Ролланом и Анри Барбюсом, вместе с немецкими писателями-антифашистами он сумеет предотвратить новое мировое побоище. Но в те дни, когда он трудился над книгой об Эразме, нацисты произвели у него в доме обыск. Это был первый сигнал тревоги.
Цвейг тяжело переживал надвигавшуюся европейскую катастрофу. Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга «Вчерашний мир»: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим.
Последние его годы — годы скитаний. Будучи евреем, он не мог оставаться жить в Австрии после того, как к власти пришли фашисты. В 1935 г. писатель переезжает в Лондон, но и в столице Великобритании не ощущает себя в полной безопасности, поэтому покидает континент и в 1940 г. оказывается в Латинской Америке. Через год он временно переехал в США, однако затем вернулся в Бразилию, где обосновался в не очень большом городе Петрополис, пригороде Рио-де-Жанейро.
Но литературную деятельность продолжает, печатая критику, эссе, сборник речей, воспоминания, художественные произведения, однако его душевное состояние очень далеко от спокойствия. В воображении он рисовал картину победы гитлеровских войск и гибель Европы, и это приводило писателя в отчаяние, он погружался в сильнейшую депрессию.
Находясь в другой части света, не имея возможности общаться с друзьями, он испытывал острое чувство одиночества. Видимо, это и привело к непоправимому — 23 февраля 1942 г. Цвейг и его жена приняли смертельную дозу барбитуратов и были найдены в своём доме мёртвыми, держащимися за руки.
Эрих Мария Ремарк так написал об этом трагическом эпизоде в романе «Тени в раю»: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей». Дом Цвейга в Бразилии позднее был превращён в музей и известен теперь как Casa Stefan Zweig.