писатели юбиляры 2021 года
27 января — 195 лет со дня рождения русского писателя, публициста, критика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826–1889).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в русской литературе занимает то же место, что Вольтер — во французской, Свифт — в английской или Марк Твен — в американской. Эти мастера социально-политической сатиры во многом и сегодня не потеряли своей актуальности, причём не только у себя на родине. Салтыкова-Щедрина называли великим сатириком жизни, диагностом зол и недугов. Михаил Евграфович был известен современникам беспощадной критикой существующего строя и острым, колким языком. Прошло уже почти двести лет с тех времен, когда он жил и творил, но и сейчас его цитаты и сюжеты поразительно точно отражают нашу современность.
Отец писателя принадлежал к старинному дворянскому роду. Но под крышей родительского дома будущему писателю не суждено было испытать семейное тепло и участие — у него была очень деспотичная мать. В семье было шестеро детей, и, несмотря на то, что Миша слыл любимчиком, семейных разборок он навидался сполна. Михаил Евграфович всегда вспоминал своё детство с горечью и, как правило, не любил о нём говорить.
В 10 лет мальчик покинул родное гнездо. Два года учился в Московском дворянском институте, потом как отличный ученик был направлен в Царскосельский лицей. Интересно, что там он был… поэтом. На каждом курсе в то время был свой поэт. Любопытно, что стихи его не нравились учителям, более того, они вообще были расценены как неталантливые. После первых попыток создания стихотворений Салтыков-Щедрин навсегда отказался от поэзии.
Михаил Евграфович начал свою карьеру с изгнания. В августе 1844 г. его зачислили в Петербургскую канцелярию, через два года молодой человек там уже смог получить место помощника секретаря военного министра. Однако в 22 года он был выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания.
Салтыков-Щедрин около 20 лет вынужден был носить чиновничий мундир. Он служил вице-губернатором в Рязани и Твери, председателем казённой палаты в Пензе, Туле и Рязани. Мужественный, принципиальный, он держался независимо по отношению к начальству. Ему удалось разоблачить и покарать не одного взяточника. Неоднократно вступался и за бесправных крестьян. «Я не дам в обиду мужика», – эти слова писателя передавались из уст в уста. Вице-губернатора Салтыкова прозвали «вице-Робеспьером».
Однако Салтыков всё больше убеждался, что деятельность чиновника, пусть даже честного и справедливого, не может привести к улучшению жизни народа при существующем общественном строе. В 1868 г. он подаёт в отставку и целиком посвящает себя литературе.
В 1847 г. состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Сначала рецензии, а потом две повести были опубликованы в журнале «Отечественные записки». Выходили они под псевдонимами «М. Непанов» и «М. С».
Настоящая слава пришла к нему в 1856 г., когда был опубликован цикл «Губернские очерки». С этого момента и вошёл в практику псевдоним «Щедрин», впоследствии ставший составляющей его фамилии.
Наибольшей популярностью пользовались сказки Салтыкова-Щедрина. Сказки – их около тридцати («Дикий помещик», «Как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь» и др.) – итог многолетних жизненных наблюдений писателя. В них он выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Тем не менее, все сказки подвергались цензурным гонениям и значительным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей.
Произведения Салтыкова-Щедрина, как губка, впитывали в себя все недостатки жизни. В романе «Господа Головлёвы» в полный рост предстают герои со своими пороками, слабостями и грехами, в их лицах узнаются и наши современники. «История одного города» – это великолепный сатирический памятник минувшей эпохи, где большое значение приобретает критика бюрократии.
Писатель ввёл в литературу многие слова, которые мы до сих пор используем. Например, «мягкотелость», «головотяпство», «благоглупость» и др.
До нашего времени дошли сведения о писателе как о романтическом человеке и замечательном муже. Свою будущую жену — Лизоньку Болтину — он встретил и полюбил, когда ей было всего 12 лет. Михаил терпеливо и верно ждал, когда девочка повзрослеет, чтобы предложить ей руку и сердце. Несмотря на то, что их брак был довольно сложным, прожили они вместе всю жизнь. У них было двое детей: сын Константин и дочь, названная в честь матери.
У писателя было очень трепетное отношение к детям, он возлагал на них большие надежды. Однажды, желая помочь дочери с домашним заданием, Михаил Евграфович написал за неё сочинение. Но отнюдь не отличная оценка красовалась на следующий день в дневнике, а жирная двойка, возле которой преподаватель написал: «Не знаете русского языка».
Писатель умер от простуды в 1889 г., похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
На протяжении всей жизни Салтыков-Щедрин сохранил веру в свой народ и свою историю. Вся его жизнь и литературная деятельность – это борьба за Правду и беззаветное служение родине, которую он искренне любил.
А вот несколько высказываний М.Е.Салтыкова-Щедрина, которые актуальны и в наше время:
— Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
— Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того и для воровства.
— Когда и какой бюрократ не был убеждён, что Россия есть пирог, к которому можно свободно подходить и закусывать?
— Российская власть должна держать свой народ в состоянии постоянного изумления.
— Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.
— У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!
— Нынче, маменька, и без мужа всё равно, что с мужем живут. Нынче над предписаниями-то религии смеются. Дошли до куста, под кустом обвенчались — и дело в шляпе. Это у них гражданским браком называется.
— Для того чтобы воровать с успехом, нужно обладать только проворством и жадностью. Жадность в особенности необходима, потому что за малую кражу можно попасть под суд.
— Крупными буквами печатались слова совершенно несущественные, а всё существенное изображалось самым мелким шрифтом.
— Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.