писатели юбиляры 2021 года

писатели юбиляры 2021 года

7 ноября — 135 лет со дня рождения русского писателя Марка Александровича Алданова (1886–1957).

«Последний джентльмен русской эмиграции». Так отзывался о Марке Алданове классик отечественной словесности Иван Бунин.
Сегодня имя Марка Александровича Алданова прочно забыто, его многочисленные романы малоизвестны читателю. А ведь его проза переводилась на десятки языков, он был одним из ведущих писателей российской эмиграции. Он был настолько плодовит, что полное собрание его сочинений составило бы около сорока томов!
В русских библиотеках Западной Европы и Америки его книги пользовались исключительным спросом, обгоняли по популярности и Бунина, и Набокова. Писатель, как никто из его современников, знал тайны занимательности.
Марк Алданов, русский прозаик и публицист, автор очерков на исторические темы, философ и химик, яркий представитель русской эмиграции. Родился в 1886 году в богатой интеллигентной семье сахаропромышленника А.М.Ландау, получил блестящее образование, окончив классическую гимназию и 2 факультета (правовой и физико-математический) Киевского университета, продолжил образование в Париже, занимаясь химией. Увлечение химией пройдет через всю его жизнь: от публикации в 1910 статьи «Законы распределения вещества между двумя растворителями» до монографии «Актинохимия» (1937) и работы 1951 года «К возможности новых концепций в химии». Играя буквами, он придумал себе псевдоним-анаграмму. Химик Марк Ландау стал писателем Марком Алдановым: днём работал в лаборатории, а вечерами писал рассказы, пьесы, статьи, очерки и романы. Его проницательность была поразительна. В 1928-м размышлял о личности Сталина. В 1932-м он написал очерк о Гитлере и предсказал его приход к власти.
Революцию Алданов не принял. Издал в 1918 г. сразу же изъятое как крамольное историко-публицистическое эссе «Армагеддон», затем быстро эмигрировал, в отличие от большинства других русских эмигрантов не строя никаких иллюзий о возвращении.
Литературный дебют в Париже был связан с повестью «Святая Елена, маленький остров», изданной в 1921 г., в год 100-летия смерти Наполеона.
Негативно относясь к революции в России, писатель исследует причины и закономерности исторического процесса. Первая повесть вошла позже в тетралогию «Мыслитель» («Святая Елена, маленький остров», «Девятое Термидора», «Чёртов мост», «Заговор»), где Алданов, обращаясь к историческим событиям рубежа XVIII—XIX вв. во Франции и России, как бы намечает пути к познанию революционных событий XX века.
Затем с 1923 г. Алданов работает над романом «Ключ» (1929) о событиях 1916-1917гг., составившим трилогию вместе с романами «Бегство» и «Пещера». Всего в эту серию вошло 16 книг — от восшествия на престол Екатерины Великой до смерти Сталина.
Произведения Алданова охватывают два века русской и европейской истории – с 1762 года по 1952 год. У современников складывалось ощущение, что Алданов был очевидцем событий, которые описывал. Особенно же писателю удавались портреты великих людей: Наполеон, Александр I, Суворов, Толстой, Бальзак, Вагнер. Читатели даже называли Алданова «русским Дюма». «Это блестящий пример русской исторической беллетристики, в самом лучшем смысле этого слова. У нас беллетристика – это что-то легковесное. А это была такая историческая проза, где он размышлял над историческими процессами», – утверждает кандидат исторических наук Виктор Леонидов.
Попытка исторического осмысления российского Октября, который автор полагает исторической катастрофой, была сделана в романах «Истоки» и «Самоубийство».
Заметим, что каждый из алдановских романов, составляющих серию, сам по себе вполне самостоятелен. Однако они между собой тонко связаны — от сложных историко-философских нитей до общих действующих лиц (или их предков и потомков).
Несмотря на громадный успех исторических романов М. А. Алданова (они переведены на двадцать пять языков), ему ещё лучше удались его небеллетристические этюды об исторических деятелях и знаменитых современниках, вошедшие в его книги «Современники» (1928), «Портреты» (1931), «Земля и люди» (1932). В них он сделал попытку разобраться в тех мотивах, которые влекут людей к подвигам и злодействам, в том противоречивом клубке страстей и чувств, которые в конечном итоге творят человеческие судьбы — как отдельные, так и целых народов.
Многие из этих работ возникли на, так называемом, хобби писателя. Подобно тому, как некоторые собирают марки или календари, Алданов коллекционировал встречи со знаменитыми современниками. Интервьюер однажды попросил его припомнить, с кем из западных писателей ему довелось общаться. В длинном списке были Томас Манн, Андре Моруа, Андре Жид, Эрнст Хемингуэй, Герберт Уэллс, Джон Голсуорси, Морис Метерлинк, Жан Жироду… Алданов хорошо знал почти всех известных деятелей культуры русской эмиграции, был дружен с С. В. Рахманиновым и посвятил ему одну из своих повестей.
Среди его работ этого направления портреты «Азеф», «Пуанкаре», «Сталин», «Мата Хари», «Гитлер», «Ганди», «Блюм», «Уинстон Черчиль» и др.
Каждое произведение Марка Алданова отличает в первую очередь занимательность, что особенно ценит читатель. Кроме того, автора отличает огромное уважение к историческим событиям и фактам. Не случайно треть своей жизни М. Алданов провёл в библиотеках, заполняя бисерным почерком блокноты выписками из груд прочитанных книг.
Произведения Марка Алданова будут интересны прежде всего читателям вдумчивым. Потому что главным героем бессчётных романов М. Алданова является мысль. Мысль, требующая неторопливого, вдумчивого чтения. Кроме того, автор рассчитывает на, если не высокое образование читателя, то хотя бы на некоторую осведомлённость культурную, историческую. Поэтому советуем М. Алданова тем, для кого искусство чтения ещё не умерло, кто в состоянии оценить добротный русский роман.

Нет комментариев.