писатели юбиляры 2021 года

писатели юбиляры 2021 года

17 июля — 130 лет со дня рождения русского писателя Бориса Андреевича Лавренёва (1891–1959).

Его подлинная фамилия — Сергеев. Псевдоним Лавренёв (Борис Андреевич взял его из-за того, что в литературе уже был один Сергеев) стал официальной фамилией писателя в 1922 году. Под этим именем и вошёл он в историю советской и российской литературы.

Родители будущего писателя были школьными учителями. Борис, дата рождения которого пришлась на 17 июля 1891 года, появился на свет в Херсоне – красивом, похожем на парк городе на высоком правом берегу Днепра.

Кулачные бои, синяки, царапины и ссадины – детство проходило среди ребят, которые жили в сиротском доме, где служил отец. Но были в его жизни и другие впечатления. И первое из них – это море. Оно открылось перед пятилетним мальчишкой с высоты Байдарского перевала – могучее, завораживающее, безбрежное. В зрелом возрасте, когда широкому читательскому кругу уже будет хорошо известна фамилия Лавренёв, Борис станет часто обращаться к морской теме. «Песнь о черноморцах» (1943), посвящённая защитникам Севастополя, и «За тех, кто в море» (1945), повествующая о моряках с торпедных катеров, – возможно истоки этих произведений следует искать в восторженных глазах маленького Бори, впервые увидевшего бездонную черноморскую синеву.

С миром большой литературы мальчик познакомился благодаря своему крёстному, Михаилу Евгеньевичу Беккеру. Он был городским головой Херсона – отставной артиллерист и сослуживец Л. Н. Толстого в Севастопольский период. При его покровительстве в городе была создана хорошая библиотека, которой с радостью пользовался юный Лавренёв. Благодаря крёстному смог он приобщиться и к театру – у городского головы была собственная ложа около сцены, и Беккер разрешал мальчику ею пользоваться. Здесь Борис увидел молодого И. М. Москвина в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович», В. Э. Мейерхольда, А. С. Кошеверова в «Борисе Годунове». Можно с уверенностью сказать, что будущий драматург воспитывался на высоких примерах истинного театрального искусства.

В 1901 году Борис стал гимназистом. Учился он не очень хорошо, хотя способностями обладал отменными. Просто всё время уделял театру и книгам – на зубрежку школьных предметов терпения не хватало. При переходе в шестой класс не смог сдать алгебру – годовая двойка, переэкзаменовка и неприятный разговор с отцом. Обида за постигшие его неудачи привела к сумасбродному решению – бежать. Борис смог добраться до Одессы и попасть на пароход «Афон». На берег сошел в Александрии – намеревался наняться матросом в команду любого судна, которое шло в Гонолулу. Авантюра закончилась в итальянском порту Бриндизи, куда он попал на французском корабле. Два карабинера отвели подростка в российское консульство. Вскоре он был доставлен на родину. Перипетии этого путешествия легли в основу рассказа «Марина» (1923).

После окончания гимназии будущий писатель продолжил образование в Московском университете. Юридический факультет закончил в 1915 году. В этот период состоялся литературный дебют. Стихи были опубликованы газетой «Родной край» в 1911 году и подписаны фамилией Лавренёв.

В 1914-м мирная жизнь закончилась. Молодой юрист был призван в армию после окончания университета.

Февральский буржуазный переворот 1917 года застал его в Москве и сделал комендантом штаба революционных войск. В должности адъютанта коменданта Москвы генерала А. Н. Голицинского встретил Лавренёв октябрь 17-го. Рушилась страна и привычный уклад жизни.

После революции молодой офицер Лавренёв на короткое время примыкает к Добровольческой армии, но вскоре возвращается в родной Херсон. Некоторое время ушло у него на осмысление происходящих в России событий. Весной 1918-го Борис возвращается в Москву. Поступил на работу в Наркомпрод – советской власти были нужны грамотные люди. В ноябре увидел первый парад РККА в честь годовщины революции. Это событие всё расставило по своим местам в голове растерявшегося человека. Раз существует армия, значит, есть государство. Спустя месяц в рядах защитников революции появился красный командир с фамилией Лавренёв. Борис, биография которого надолго переплелась с Вооруженными силами молодой республики, с головой окунулся в водоворот бурной жизни.

Дальнейшая военная судьба Лавренёва была типичной для красного командира беспокойного времени гражданского противостояния. В составе команды бронепоезда штурмовал занятый Петлюрой Киев. Участвовал в боях на Крымском полуострове. При разгроме банды атамана Зелёного был ранен в ногу. После госпиталя со строевой службой пришлось расстаться. Уже в должности политработника был направлен для прохождения дальнейшей службы в Ташкент. Работу во фронтовой газете совмещал с заведованием литературным отделом «Туркестанской правды». Из Средней Азии в Ленинград переехал в 1923-м. Спустя год демобилизовался. С этого времени началась профессиональная литературная деятельность.

Активно писать он начал ещё в Средней Азии. В основном это были материалы для газет. Но в этот же период была написана повесть «Ветер» и несколько больших рассказов. В одном из них, рассказе «Сорок первый», писатель рисует портрет одного из своих сослуживцев по царской армии и даже не меняет его звания и фамилии – Говорухо-Отрок. Второй рассказ назывался «Звёздный цвет».

С этого времени начинается наиболее плодотворный период в творчестве писателя. Герои его произведений – люди революции. Чекист Орлов – главное действующее лицо «Рассказа о простой вещи» (1924). Евгений Павлович Адамов – генерал, перешедший на сторону народной власти в «Седьмом спутнике» (1927). Жизнь честных и мужественных людей описывал в своих произведениях Борис Лавренёв. В 1925 году он попробовал себя в драматургии – написал две не очень удачные пьесы: «Мятеж» и «Кинжал». Следующее произведение для театра – пьеса «Разлом», написанная к 10-летию революции. Она приобрела широкую известность, и несколько последующих поколений советских людей могли видеть её на сценах практически всех театров СССР.

Финскую компанию и последовавшее за ней нападение гитлеровцев Борис Лавренёв встретил уже как состоявшийся и известный писатель. Он часто выезжал в действующую армию в качестве корреспондента флотской газеты. Его фронтовые статьи были живыми и яркими – писатель хорошо знал героев своих репортажей.

После войны ему доверили возглавить секцию драматургов в Союзе писателей. Последние годы жизни Б. А. Лавренёв занимался переводом на русский язык авторов из среднеазиатских республик и французских драматургов. А ещё много рисовал. Живописи знаменитый писатель был предан страстно и безоглядно. Стены квартиры на улице Серафимовича были увешаны его художественными полотнами.

Нет комментариев.