писатели юбиляры 2021 года
1 июля — 125 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, переводчика Павла Григорьевича Антокольского (1896-1978).
Павел Антокольский — русский поэт, переводчик, актёр и режиссёр театра. Антокольский – один из активных пропагандистов и переводчиков поэзии разных стран. Его литой стих, вобравший в себя богатейшие традиции классической русской поэзии, экспрессивен и горяч. Любимая муза поэта – муза истории. Поэт вошёл в историю русской советской литературы 20 века, как один из её признанных классиков.
Павел Григорьевич Антокольский родился в Санкт-Петербурге. Ещё с юношеских лет он увлекся театром, играл в любительских спектаклях и сочинял пьесы. В 1915 году Антокольский поступил в студенческую драматическую студию, руководимую Вахтанговым, где проявил себя как талантливый актер. А после Октябрьской революции он уже сам режиссёр Театра им. Е.Вахтангова. Тогда же Антокольский начал пробовать себя в поэзии. В 1920 году Павел Григорьевич познакомился с Брюсовым, которому понравились стихи начинающего поэта, и он опубликовал их в альманахе. А вскоре вышел первый сборник Павла Антокольского «Стихотворения», принесший ему славу и популярность.
Ранним стихам поэта свойственна романтичность, широкое вхождение в мир русской и западной истории и многокрасочный Восток. Пребывание в 1920-х годах в Швеции, Германии и Франции дало поэту новые впечатления и материал для создания поэм и книги стихов «Запад». Европа и её богатейшая история стали надолго темами творчества Антокольского, он опубликовал несколько поэтических сборников.
В 1930-х годах развернулась бурная переводческая деятельность Павла Григорьевича. Он обратился к творчеству поэтов Грузии, Азербайджана, Украины и Армении, создал образцы отечественной переводческой школы, внося мотивы культур этих стран и в собственные произведения. Высоким уровнем мастерства отличаются переводы Антокольского и с французского языка.
В Великую Отечественную войну Павел Григорьевич был военным корреспондентом и руководил фронтовым театром. Важнейшим произведением той поры стала трагическая поэма «Сын», которую поэт посвятил памяти сына, погибшего на фронте. Это произведение было удостоено Сталинской премии.
Мой сын погиб. Он был хорошим сыном,
Красивым, добрым, умным, смельчаком.
Сейчас метель гуляет по лощинам,
Вдоль выбоин, где он упал ничком.
Метёт метель, и в рог охрипший дует,
И в дымоходах воет, и вопит
В развалинах.
А мне она диктует
Счета смертей, счета людских обид.
В послевоенные годы, не прекращая интенсивного творческого труда, поэт много путешествовал, создавая прекрасные произведения. Он автор многочисленных стихотворений, поэм, литературно-критических статей, прозаических очерков, речей и эссе, где героями выступают люди разных времён и народов, исторические лица и литературные персонажи. Наиболее полно творчество Антокольского представлено в книгах: «Мастерская», «Высокое напряжение», «Четвертое измерение», «Повесть временных лет», «Конец века», а среди его известных произведений – поэмы «Чкалов», «В переулке за Арбатом», «Коммунистический манифест» и другие.
История непроизвольно вторгалась в детство и юность Антокольского, диктовала поэту, как жить и что делать. Одну из книг он так подписал жене: «Зое – на добрую память о времени злом…» А злого и страшного было много. Когда погиб сын Володя, П. Антокольский в порыве горя чуть не в одну ночь написал поэму «Сын».
Анастасия Цветаева вспоминала, что эта поэма «по России пролетела, как стон, стон всех отцов, матерей, вслед погибшим мальчикам». А был ещё арест сестры Нади, изгнание из Литинститута, где он преподавал.
Современники Павла Антокольского вспоминали, что поэту всегда было свойственно острое чувство истории, интерес к её переломным эпохам. «Сегодня, когда мне больше шестидесяти, — писал Павел Антокольский в 1958 году, — я так же страстно люблю историю, как любил её двадцатилетним юношей, накануне Октябрьской грозы».
Об истории поэт написал много стихотворений, а правильнее было бы сказать, что в каждом из них – История. Из далёкого 1953 года он обращается к нам:
Мы в Истории вычеркнем
Это и то,
Соскребем и подчистим
И строки, и сроки…
А стихотворение, написанное в январе 1969 года, начинается вопросом-обращением: «История! В каких туманах тебя опять заволокло?..» Опять… Значит, это уже было, уже повторяется.