писатели юбиляры 2021 года
27 марта — 140 лет со дня рождения русского писателя Аркадия Аверченко.
Аркадий Аверченко — одна из самых таинственных и недооцененных фигур в литературе начала прошлого века. Автор гениальных юмористических рассказов и драматург, талант которого признавали как Николай II, так и Ленин, не принял новую, пролетарскую Россию. Он умер в эмиграции, прожив слишком мало, и в силу исторических событий долгое время оставался в тени более известных российских писателей.
Аркадий Аверченко, сын обедневшего купца, с детства очень плохо видел, поэтому, по его же словам, серьёзного образования не получил (занимался дома). Тем не менее, он оказался настолько талантлив, что после недолгой конторской службы в итоге стал популярнейшим писателем царской России и даже редактором. В Санкт-Петербургском «Сатириконе» критик и редактор Аверченко имел огромный авторитет.
Увы, многие факты из своей биографии он писал и озвучивал в интервью в таком шуточном тоне, что было сложно понять правда это или выдумка. Например, на вопрос журналиста о месте рождения он мог ответить, что на этот счёт у него есть несколько версий. А когда его спрашивали про возраст, отвечал «Не знаю» или «Не помню».
Часто бывает, что писатели-сатирики в обычной жизни оказываются мрачными и замкнутыми людьми, но это не про Аверченко. Он всегда был душой компании и шутником. Его обожал Утёсов. В 1918 году Леонид Утёсов приехал в Гомель по приглашению местного музыкально-драматического общества. Его попросили подготовить праздничную программу открытия ресторана-кабаре, которое делали по принципу одесского кабаре «Летучая мышь». Аркадий Аверченко в это время как раз оказался в Гомеле. Выступления Утёсова покорили его ещё в Москве, поэтому он не мог не посетить открытие нового кабаре. Так случилось, что Аверченко не смог устроиться в гостинице (все номера были заняты) и Утёсов предложил новому знакомому остановиться у него. Они быстро сдружились: Аверченко был очень общительным и постоянно хохмил, а Утёсов понимал его шутки с полуслова. Леонид Осипович даже пошутил, что с таким чувством юмора писатель должен был родиться в Одессе, на что тот парировал: «Ну, тогда мое собрание сочинений насчитывало бы не менее 100 томов». Несмотря на большую разницу в возрасте, это недолгое общение настолько сблизило Утёсова и Аверченко, что при расставании писатель даже подарил артисту свой портрет с памятной надписью. Леонид Осипович всю жизнь хранил его – более того, повесил дома на видном месте, и это несмотря на то, что Аверченко в СССР входил в список нежелательных писателей. Также не боялся Утёсов и читать рассказы Аверченко со сцены. Во время гастролей в разных городах Утёсов часто включал в свою программу рассказы Аверченко. Особенно любил Леонид Осипович рассказ Аверченко «Одесситы в Петрограде». Он постоянно его перечитывал, а незадолго до смерти, когда уже не мог это делать сам, просил жену читать ему вслух. После общения в Гомеле новые друзья больше не виделись, ведь писатель вскоре эмигрировал, из-за чего Утёсов был очень огорчён. Позже, будучи в Праге, он, конечно же, посетил могилу Аверченко.
Произведения Аркадия Аверченко любила царская семья. Судя по переписке Николая II и его супруги, в императорской семье творчество Аверченко знали и любили. Например, в феврале 1916 года Александра Фёдоровна писала мужу, что их дочки читали вслух рассказы Аверченко о детях. А два года спустя, незадолго до гибели, император упомянул в своем личном дневнике, что начал читать «Синее с золотом». Ходили слухи, что семья Николая II даже приглашала Аверченко в Царское Село, но тот отказался.
После революции писатель спешно уехал из Петербурга, переезжал из города в город, пока не остановился в родном Севастополе. Там он некоторое время сотрудничал с генштабом белогвардейцев. Аверченко писал юмористические листовки, которые потом подбрасывали полуголодным бойцам Красной Армии, чтобы их деморализовать. Текст «посланий» был издевательским: в них в подробностях рассказывалось, как вкусно белогвардейцы сегодня поели и что собираются откушать завтра, после чего стояла приписка: «Ветер будет дуть в вашу сторону». Он открыто симпатизировал белогвардейцам и ностальгировал по царской России. Аркадий Аверченко был противником советской власти и никогда этого не скрывал. Известно, что его книгу «Дюжина ножей в спину революции», изданную в Севастополе в 1920-м, когда город был под влиянием белогвардейцев, и затем перепечатанную в Париже, прочитал Ленин. Она произвела на вождя такое сильное впечатление, что он даже написал на неё рецензию и опубликовал в газете «Правда». Автора рассказов, пронизанных любовью к царской России, Ленин охарактеризовал так: «Озлобленный почти до умопомрачения белогвардеец». И в конце добавил, что автор, тем не менее, очень талантлив и некоторые из его рассказов заслуживают перепечатки. Возможно, именно поэтому Аверченко в СССР был писателем нежелательным, но не запрещённым.
Аркадий Аверченко никогда не был женат и не имел законных детей, а свою личную жизнь не афишировал. Однако в памяти современников остались некоторые пикантные факты. Например, о его последнем и, видимо, самом главном романе с оперной певицей Елизаветой Петренко, которая успешно выступала не только в России, но и за рубежом. К моменту их знакомства дама уже была в разводе: жизнь с бывшим супругом, по профессии хирургом, не сложилась из-за её постоянных гастролей. С писателем-сатириком они познакомились в 1914 году в Петербурге. Через некоторое время они стали встречаться. К тому моменту Аверченко, видимо, только что расстался с актрисой Александрой Садовской, матерью троих детей, тайный роман с которой породил немало слухов. Например, поговаривали, что последнего ребенка Садовская родила от него.
Как вспоминала потом писательница Тэффи, на именины Аркадия, которые он отмечал в ресторане «Вена», Петренко подарила ему портсигар из золота, украшенный бриллиантовой фигуркой мухи. Летние отпуска певица проводила в родной деревне Ахтырка под Харьковом, где её часто навещал Аверченко. Разлучила их эмиграция: писатель уехал в Европу, а Елизавета осталась в России. Аверченко до последнего дня верил, что возлюбленная уедет вместе с ним, однако она не захотела покинуть Родину. После разлуки они продолжали обмениваться нежными письмами. Решив остаться в СССР, Елизавета Петренко быстро нашла свое место в новой стране – стала преподавать вокал. В 1930-х годах она возглавила кафедру в Московской консерватории, а в 1947-м даже получила Орден Трудового Красного Знамени.
А вот жизнь Аркадия Аверченко на чужбине не задалась: он, хотя и имел творческий успех, сильно тосковал по родине. В Праге писатель прожил совсем недолго: здоровье ухудшилось, и местные врачи решили удалить ему больной глаз, но операция дала смертельные осложнения. Он умер в возрасте 44 лет.