писатели – юбиляры 2020 года

писатели – юбиляры 2020 года

30 декабря – 115 лет со дня рождения поэта, писателя Д. И. Хармса (1905–1942)

Яркий представитель литературы абсурда 30-х, Даниил Хармс стал культовым писателем после смерти. Сегодня ряд современных издательств из года в год переиздают его сборники и собрания сочинений.

Вот лишь несколько интересных фактов из жизни Хармса:

  • Псевдоним “Хармс” Даниил Ювачёв взял себе ещё в детстве. Так он подписывал свои школьные тетради. Но позже он несколько раз менял фамилию, подписывая рукописи как Чармс, Хаармс, Хармс-Дандан, Хормс и прочее (исследователи насчитали около 40 вариантов). В его дневнике записано: “Вчера папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды. Даниил Чармс”. Есть предположение, что “Хармс” появилось от слияния французского “charm” – “обаяние” и английского “harm” – “вред”.
  • Хармс считался одним из самых талантливых детских стихотворцев, что неудивительно – дети любят словесные нестыковки, игру в чепуху, смешное нарушение порядка. Самуил Маршак и Корней Чуковский считали его предтечей детской литературы. Однако отношение самого Хармса к детям было далёким от обожания. У него вышло около 20 детских книг, но большого значения автор им не придавал – он писал их исключительно для заработка. При жизни Хармса было опубликовано всего два его “взрослых” стихотворения.
  • Даниил Хармс прожил всего 36 лет. В 1941 году его арестовали в третий раз, и больше он не вернулся – последние месяцы жизни, до кончины в феврале 1942 года, пробыл за решёткой. Писателя реабилитировали в 1956 году. Первые его два стихотворения опубликовали в 1965-ом, отдельные издания произведений появились за границей в 1970-е. Первое же советское издание “взрослых” произведений “Полёт в небеса” увидело свет в СССР лишь в 1988 году.
  • В своём дневнике Хармс обозначил свое кредо: “Меня интересует только “чушь”, только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует только жизнь в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт – ненавистные для меня слова. Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех”. Он понимал, что юмор абсурда не будет понятен всем, и заявлял: “Скоты не должны смеяться”.
  • В число наиболее близких ему писателей Хармс включил Гоголя (его он считал примером в деле сочинительства), Пруткова, Мейринка, Гамсуна, Эдварда Лира и Льюиса Кэрролла.
  • Хармс не только писал стихи, прозу и пьесы, но и неплохо рисовал, играл на валторне, фисгармонии, выбивал чечётку, придумывал головоломки, показывал фокусы, считался мастером розыгрышей, сочинял философские трактаты. Его стиль одежды считали вызывающим: рассказывают, что в начале войны Хармса принимали за немецкого шпиона из-за его одежды – необычной шляпы, высоких гольфов, цепочки с “загадочными” брелками.
  • Макс Фрай (это литературный псевдоним двух российских авторов – Светланы Мартынчик и Игоря Стёпина) в “Книге для таких, как я” заявил, что “русская литература не заслуживает Хармса… Хармс был нужен русской литературе как пресловутому зайцу пресловутый же стоп-сигнал. Как мёртвому припарки… Правда потом выяснилось, что Хармс, как ни странно, позарез необходим огромному количеству читателей. Его любят особенной любовью. Нет другого автора, которого бы пародировали столь активно и анонимно, что некоторые, особенно удачные, подделки долгое время (до издания первого полного собрания сочинений) считались вышедшими из-под пера Хармса”.

Нет комментариев.