ПИСАТЕЛИ — ЮБИЛЯРЫ ОКТЯБРЯ

ПИСАТЕЛИ — ЮБИЛЯРЫ ОКТЯБРЯ

26 октября — 105 лет со дня рождения писателя и публициста, первым рассказавшего о героях Брестской крепости, Сергея Сергеевича Смирнова (1915–1976)

Бывают писатели «одной книги», а Сергей Сергеевич Смирнов был писателем одной темы: в литературе, в кино, на телевидении и по радио он рассказывал о людях, героически погибших в Великой Отечественной войне, а после этого – забытых. Мало кто знает, что 9 мая стал праздничным днём только в 1965 году спустя 20 лет после Победы. Добился этого писатель Сергей Смирнов. Его выступления по радио и телевидению заставили страну-победительницу вспомнить тех, кому она была обязана и миром, и жизнью.
Сергей Сергеевич Смирнов (1915 – 1976) – прозаик, драматург, журналист, общественный деятель. Родился в Петрограде, в семье инженера. Детство провёл в Харькове. Трудовой путь начал на Харьковском электромеханическом заводе. В 1932-1937 гг. учился в Московском энергетическом институте. С 1937 г. – сотрудник газеты «Гудок» и одновременно студент Литературного института им. A.M. Горького.
С началом Великой Отечественной войны С. Смирнов вступил в ряды истребительного батальона, окончил школу снайперов. В сентябре 1941г. группу студентов-дипломников Литературного института демобилизовали для того, чтобы они сдали государственный экзамен. Летом 1942 г. Сергей Смирнов был призван в армию и направлен в артиллерийское училище. После окончания училища получил звание лейтенанта, стал командиром пулемётного взвода.
Начал писать в армейскую газету «Мужество», через какое-то время его откомандировали на службу в её редакцию. Окончание войны капитан Смирнов встретил в Австрии. Он награждён двумя орденами «Красной Звезды» и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
После войны работал некоторое время в той же газете, а потом вернулся в Москву и стал редактором Военного издательства Министерства обороны. До 1954 года работал в журнале «Новый мир».
С. Смирнов рассказывал: «Я уже начал подумывать о том, чтобы написать книгу, посвящённую обороне городов-героев Одессы и Севастополя, как вдруг один случайный разговор заставил меня изменить свои планы.
Однажды ко мне пришёл мой товарищ, писатель Герман Нагаев. Он расспросил меня, над чем я собираюсь работать в дальнейшем, и вдруг сказал:
– Вот написали бы вы книжку про оборону Брестской крепости. Это был необычайно интересный эпизод войны.
И тогда я вспомнил, что год или два назад мне попал на глаза очерк писателя М.Л. Златогорова о героической обороне Брестской крепости. Он был напечатан в «Огоньке», а потом помещён в одном сборнике, выпущенном в Военном издательстве Министерства обороны СССР. После разговора с Нагаевым я разыскал у себя этот сборник и снова перечитал очерк Златогорова.
Должен сказать, что тема Брестской крепости как-то сразу захватила меня. В ней ощущалось присутствие большой и ещё не раскрытой тайны, открывалось огромное поле для изысканий, для нелёгкой, но увлекательной исследовательской работы. Чувствовалось, что эта тема насквозь проникнута высоким человеческим героизмом, что в ней как-то особенно ярко проявился героический дух нашего народа, нашей армии. И я начал работу».
Работа оказалась трудной. Надо было «докопаться до того, что называется истиной, – говорил С. Смирнов. – Это всё работа историка, исследователя, а только потом начинается работа писателя. Я осмысливаю всю оборону, её образ».
С. Смирнов вёл кропотливую исследовательскую работу по установлению судеб участников обороны и событий 1941 года в цитадели над Бугом около 10 лет. Писатель приезжал в Брест, встречался с защитниками. Он был одним из инициаторов создания музея обороны крепости; собранные им материалы (более 50 папок с письмами, 60 тетрадей и блокнотов с записями бесед с защитниками крепости, сотни фотографий и др.) передал музею. В музее крепости ему посвящён стенд.
С. Смирнов вспоминал: «Наши враги с изумлением отзывались об исключительном мужестве, стойкости и упорстве защитников этой твердыни. А мы предали всё это забвению… В Москве, в Музее Вооруженных Сил об обороне Брестской крепости ни стенда, ни фотографии, ничего. Музейные работники пожимали плечами: «У нас музей истории подвигов… Какой мог быть героизм на западной границе. Немец беспрепятственно перешёл границу и под зелёным светофором дошел до Москвы. Вы разве это не знаете?».
Выступления С. Смирнова в печати, на радио и телевидении, в телеальманахе «Подвиг», внесли огромный вклад в поиск пропавших в годы войны и её неизвестных героев. Теме войны посвящены его книги: «На полях Венгрии» (1954), «Сталинград на Днепре» (1958), «В поисках героев Брестской крепости» (1959), «Были Великой войны» (1966), «Семья» (1968) и др.
С. Смирнов не претендовал на создание художественного произведения. Он работал как документалист с чисто документальным материалом. По верному утверждению Ньоты Тун, в его «Брестской крепости» наиболее ярко отразилась «характерная для конца 60-х годов тенденция… к документальной точности».
Рассказывая впоследствии о методе своей работы, С. Смирнов писал:
«Я стремлюсь к тому, чтобы ни один факт, приведённый в документальной книге, написанной мною, не мог быть оспорен очевидцем и участником. Художественная работа, на мой взгляд, здесь заключается в осмыслении, в освещении этих фактов. И здесь писатель-документалист должен подняться над мелочной фактографией, дабы действительные факты, приведённые им, были осмыслены и освещены так, чтобы даже участники и очевидцы этих событий вдруг увидели себя самих в правильном свете и в том осмыслении, какого, быть может, они сами не предполагали… В моей книге «Брестская крепость» я, как известно, сохранил действительные имена героев. Я строго придерживался фактов даже в деталях, и ни один из фактов, изложенных в книге, вероятно, не может быть оспорен защитниками крепости, но ни один из них в своих рассказах не показал мне оборону крепости такой, какой она выглядит в моей книге. И это совершенно естественно. Каждый видел только кусочек этой картины, да ещё видел его субъективно, сквозь призму своих переживаний, сквозь наслоения своей последующей судьбы со всеми сложностями и неожиданностями. Моё дело как исследователя, как писателя было собрать все разрозненные кусочки мозаики, расставить их правильно, так, чтобы они дали широкую картину борьбы, снять субъективные наслоения, верным светом осветить эту мозаику, чтобы она проявилась как широкое панно удивительного народного подвига».
Книге предпослано «Открытое письмо героям Брестской крепости», в котором автор пишет: «Десять лет назад Брестская крепость лежала в забытых и заброшенных развалинах, а вы – её герои-защитники – не только были безвестными, но, как люди, в большинстве своём прошедшие через гитлеровский плен, встречали обидное недоверие к себе, а порой испытывали и прямые несправедливости. Наша партия и её XX съезд, покончив с беззакониями и ошибками периода культа личности Сталина, открыли для вас, как и для всей страны, новую полосу жизни».
За документальную повесть – книгу «Брестская крепость», выходившую дважды (1957, 1964), – С. Смирнов получил Ленинскую премию в области литературы. На основе подготовленных им наградных материалов около 70 защитников Брестской крепости были удостоены государственных наград.
Последний раз писатель был в Бресте в 1975 году, за год до смерти.

https://www.youtube.com/watch?v=Xg2pJTYUMhk

Нет комментариев.