ПИСАТЕЛИ — ЮБИЛЯРЫ ОКТЯБРЯ
22 октября — 95 лет со дня рождения поэта-фронтовика Евгения Михайловича Винокурова (1925–1993)
Евгений Михайлович Винокуров родился 22 октября в Брянске, в семье военнослужащего. Учился в школе до десятого класса. Начавшаяся Отечественная война прервала образование: Винокуров уходит в офицерское артиллерийское училище, где двухгодичную программу проходили за девять месяцев и выпускали молодых офицеров.
Винокурову не было и 18 лет, когда осенью 1943 он принял командование артиллерийским взводом. Войну закончил в Силезии. Был демобилизован. Впервые выступил со стихами в печати в 1948, когда поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1951. В этом же году вышла первая книга «Стихи о долге», в 1956 — сборник стихотворений «Синева», одобренный Б.Пастернаком.
«Что такое поэзия? — спрашивал Винокуров в заметке «Коротко о себе» и отвечал: — Думаю, что это не что-то одно. Поэзия — это и музыка, к которой прислушивается поэт в себе самом, но это и долг, которому он подчинён; это и живописные зрелища, но и слово, несущее смысл, суть; это и галерея эпических характеров, но и признанья; это и внутренний голос, но и внешний ритм».
В поэтическом мире Винокурова всё начинается с малого, обыденно-земного. В стихотворении «Мы из столбов и толстых перекладин…» (1947; печаталось и под заглавием «Гамлет») поэт рассказал, как в армейской самодеятельности за исполнение роли принца Датского из трагедии Шекспира взялся ефрейтор Дядин, не обладавший для этого никакими природными данными: «Он был степенный, краснощёкий, плотный, / Со множеством веснушек на лице. / Бывало выйдет, головой поникнет, / Как надо, руки скорбно сложит, но / Лишь только «быть или не быть?» воскликнет, / Всем почему-то делалось смешно». Поэту, разумеется, понятно, почему всем становится смешно. Дядин, конечно, никогда не станет блистательным исполнителем роли Гамлета, но чрезвычайно важно его желание подняться над собой, его тяга к такой своей противоположности, которая является для него воплощением чего-то высокого, сложного. Именно этим, а ещё тем, что он «свой», «наш», и близок ефрейтор поэту, который с определённой долей торжественности заявляет: «Я Гамлетов на сцене видел многих, / Из тьмы кулис входивших в светлый круг. / Печальных, громогласных, тонконогих… / Промолвит слово — всё затихнет вдруг, / Сердца замрут, и задрожат бинокли… / У тех — и страсть, и сила, и игра! / Но с нашим вместе мёрзли мы, и мокли, / И запросто сидели у костра».
Со временем у Винокурова всё больше возрастал и углублялся интерес к истории, точнее — к философии истории, отечественной и мировой. В стихотворении «Учитель истории» (1961), рассказывая о личном участии в истории, в войне, он вместе с тем на примере фашистской Германии постигает, как «философская система военной делается вдруг». Винокуров является прежде всего большим мастером малой формы — короткого, философски, эмоционально и исторически насыщенного стихотворения.
Он хорошо знал русскую поэзию и посвятил ей большую серию лаконичных литературных портретов от Державина до Евтушенко, знакомство с которыми многое дает и читателям, и литературоведам. О яркой творческой индивидуальности Винокурова писали С.Маршак, М.Светлов, Б.Ахмадулина и другие поэты.
Пожалуй, самое известное стихотворение Евгения Винокурова «Москвичи», ставшее благодаря музыке Андрея Эшпая популярной песней о Серёжке с Малой Бронной и Витьке с Маховой.