ПИСАТЕЛИ – ЮБИЛЯРЫ АВГУСТА
23 августа — 140 лет со дня рождения писателя Александра Степановича Грина (Гриневский) (1880–1932)
Александр Степанович Грин родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию.
Читать будущий писатель выучился в шестилетнем возрасте. С самого детства он “болел” морем и мечтал стать матросом. Несколько раз маленький Саша предпринимал попытки бежать из дома.
Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребёнок оказывался предоставлен самому себе.
В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.
Учился Александр скверно, и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”.
Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулёза. Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.
В 1906-1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определён как “агитброшюра”.
Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 года часто устраивали кровавые карательные рейды.
Гонорар начинающий писатель получил, но весь тираж был уничтожен.
В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник. Большая часть сборника была посвящена эсерам.
В 1910 г. писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с М. Кузьминым, В. Брюсовым,
Л. Андреевым, А.Толстым. Ближе всего он сошёлся с А. И. Куприным.
Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. Его рассказы издавались в “Биржевых ведомостях”, “Ниве”, “Родине”. Иногда он публиковался в “Современном мире” и “Русской мысли”.
В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”.
После начала Первой мировой войны, в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.
Отношения с советской властью у Александра Грина были достаточно сложные. Осуждая красный террор, он искренне недоумевал, не понимая, как апологеты новой власти смогут уничтожить насилие ещё большим насилием. Эту мысль он не раз высказывал в журнале “Новый сатирикон”.
В итоге журнал, как и прочие оппозиционные издания, был закрыт. Это произошло в 1918 г. Грин был арестован и едва избежал расстрела.
В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману “Блистающий мир”. Спустя четыре года произведение было напечатано в Ленинграде. Наиболее ярко его литературный талант проявился в рассказах “Фанданго”, “Крысолов”, “Словоохотливый домовой”.
«Алые паруса» — самое знаменитое произведение Александра Грина. Идея его написания созревала у писателя целых пять лет с 1916 по 1922 год, хотя опубликована повесть была только в 1923 году. Море не переставало будоражить воображение, даже когда молодой писатель перешёл рубеж тридцатилетнего возраста. Однажды юноша проходил по оживлённой улице и неожиданно застыл перед витриной магазина, увидев в ней маленькую лодочку. Её парус был сделан из белоснежного шёлка и имел острые очертания, подтверждая догадку Грина о том, что лодочка неукоснительно будет следовать за ветром. Юноша застыл перед витриной, как вкопанный. Лодочка в витрине поразила его и нашептала ему смысл будущего шедевра. А, возможно, писатель услышал не только про будущую книгу, но в очертаниях паруса прочитал смысл всего существующего на земле, смысл своего существования. Белый парус показался ему менее выразительным, чем нужно, и Грин тут же перекрасил его в своей голове в красный цвет. Затем красный перешёл в алый – такой цвет мог в достаточной мере выразить не только мысли о мечте, которая может сбыться, но и саму радость, даже ликование. Он хотел передать всю ту остроту эмоций, которые человеку может принести обыкновенная мечта. Такие алые паруса ярко выделялись на чёрно-белой обложке первого издания повести, опубликованной в 1923 году. Прошло почти сто лет, но и по сей день паруса алого цвета ассоциируются у людей с мечтой и надеждой, что мечта обязательно сбудется.
В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”. Произведение увидело свет в 1928 г. С огромным трудом были изданы и “закатные” произведения выдающегося литератора, “Дорога никуда” и “Джесси и Моргиана”.
Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г., в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка. Похоронили писателя на городском кладбище. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море.
Лучшие цитаты из произведений Александра Грина:
— Случайностей очень много. Человек случайно знакомится, случайно принимает решения, случайно находит или теряет. Каждый день полон случайностей. Они не изменяют основного направления нашей жизни. Но стоит произойти такой случайности, которая трогает основное человека — будь то инстинкт или сознательное начало, — как начинают происходить важные изменения жизни или остается глубокий след, который непременно даст о себе знать впоследствии.
— Есть вещи, сила которых в их содержании. Шепот на ухо может иногда потрясти, как гром, а гром — вызвать взрыв смеха.
— Все дело в том, что глупость, высказанная каким-нибудь одним человеком, приобретает вид чего-то серьезного, если ее повторит сотня других глупцов.
— Ненависть есть высшая степень бесчеловечности, превращённая в страсть.
— Где слабый ненавидит — сильный уничтожает.
— Эти ваши человеческие отношения так сложны, мучительны и загадочны, что иногда является мысль: не одиночество ли — настоящее, пока доступное счастье.
— Чем больше делаешь для человека, тем ближе он делается тебе.
— Надо уметь закрывать скучную книгу, уходить с плохого кино и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой.
— Будьте добры друг к другу. От зла происходит зло.
— Кто мы такие, чтобы не прощать друг другу обиды, если даже Бог прощает нам наши грехи.
— Никогда не бойся ошибаться — ни увлечений, ни разочарований бояться не надо. Разочарование есть плата за что-то прежде полученное, может быть несоразмерная иногда, но будь щедр. Бойся лишь обобщать разочарование и не окрашивай им всё остальное. Тогда ты приобретёшь силу сопротивляться злу жизни и правильно оценишь её хорошие стороны.
— Человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. Так ведь мы и букет делаем. Люди — это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими.
— Если любовь велика, всё должно умолкнуть, все другие соображения. Пусть другие судят о наших поступках как хотят, если есть это вечное оправдание. Ни разница положений, ни состояние не должны стоять на пути и мешать. Надо верить тому, кого любишь – нет высшего доказательства любви.
— Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим — значит владеть всем.