литературный юбилей — 2024

литературный юбилей — 2024

28 августа – 275 лет со дня рождения немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832).

28 августа 1749 года родился немецкий писатель, философ и ученый Иоганн Вольфганг Гёте. Предлагаем вам интересные факты из жизни этого выдающегося писателя.
Несмотря на то, что Гёте известен прежде всего как гениальный писатель, образование у него совсем не литературное. В Лейпцигском и Страсбургском университетах он изучал юриспруденцию, а после успешной сдачи экзаменов был принят на службу в Веймар к великому герцогу Карлу-Августу. Знания нескольких языков — латинского, греческого, иврита, французского, итальянского и английского — пригодились Гёте во время работы дипломатом. Вскоре он вошёл в высшие государственные круги, встречался не только с немецкими правителями, но и с российскими императорами Александром I и Николаем I.
К 33 годам его карьере чиновника мог позавидовать практически любой служащий: Гёте возглавлял в Веймарском герцогстве Военную коллегию, заведовал дорожным строительством и горными рудниками, отвечал за финансы и даже руководил учреждениями культуры — театром и школой живописи.
В Эрфурте в 1808 году на съезде государей Гёте познакомился с Наполеоном. Император радушно принял писателя: наградил его крестом Почётного легиона и похвалил за «Страдания юного Вертера». Впоследствии он много размышлял о феномене революционера, видел в нём «демоническое» начало, в котором воплощалась историческая сила как таковая. «Неординарные люди, подобные Наполеону… Они действуют как физические первопричины, как древнегреческие огонь и вода», — говорил Гёте.
Гёте серьёзно занимался естественными науками, в которых сделал несколько важных открытий. Например, ввёл в обиход термин учения о форме организмов («морфология»), написал целый сборник работ по ботанике, зоологии и анатомии. В этих областях он, надо сказать, добился заметных успехов: открыл межчелюстную кость у человека, создал позвонковую теорию черепа. За подобные труды впоследствии его прозвали предвестником теории Чарльза Дарвина.
Гёте до конца жизни оставался незыблемым авторитетом для молодых поэтов и писателей. Уже после публикации драмы «Гец фон Берлихенген» в 1773 году его стали называть «немецким Шекспиром». Он был знаком со многими известными литераторами своего времени, был главой движения 1770-х годов «Буря и натиск», проповедующего отказ от принципов классицизма.
Свою знаменитую трагедию «Фауст» Гёте задумал в 22 года, а закончил её за несколько месяцев до смерти. С легендой о загадочном докторе, возникшей в XVI веке, он познакомился в университете. Идея о том, чтобы продать душу Дьяволу за научное знание, поразила молодого поэта: в дальнейшем он всячески примерял судьбу учёного на самого себя. Работа над произведением длилась почти 60 лет. «Фауст», как и завещал автор, был опубликован после его смерти в 1832 году.
Предвещая многочисленные вопросы читателей, Гёте оставил письмо, в котором выступил против любых попыток выделить в книге главную идею: «Вот они подступают ко мне и спрашивают: какую идею хотел я воплотить в «Фаусте»? Как будто я сам это знаю и могу выразить! «С неба через мир в преисподнюю» — вот что я мог бы сказать на худой конец; но это не идея, это процесс и действие».
Другим программным произведением Гёте стал роман «Страдания юного Вертера». Книга была опубликована в 1774 году и тут же снискала сенсационный успех. В Новое время это была первая по-настоящему культовая работа подобного толка, её поклонники всячески идентифицировали себя со страстно влюблённым Вертером и породили новое явление — «вертеровскую горячку».
Помимо литературы, Гёте увлекался рисованием и оставил после себя более 2 тыс. рисунков и акварелей. Существует миф, согласно которому в 37 лет писатель даже подумывал бросить свои прежние занятия и стать художником. Во время своего итальянского путешествия он посещал мастерскую живописи и брал уроки рисования.
Как художник Гёте изучал цвет и его оттенки. В 1810 году он опубликовал свой труд «К теории цвета» — новую (отличную от господствующего учения Исаака Ньютона) теорию цвета — и считал его самой главной своей заслугой.
В России Гёте никогда не был, но слава о нём выходила далеко за пределы Веймара. В конце 18-го века он был избран членом Московского общества испытателей природы и Петербургской академии наук по физико-математическому отделению (чем он, к слову, никогда в жизни не занимался).
Однако главным почитателем автора в России был Василий Жуковский. Ещё в юности писатель зачитывался немецким романтиком, переводил его произведения, а во время путешествия по Германии и Швейцарии лично встретился со своим кумиром. После знакомства они продолжили писать друг другу письма, а через шесть лет после первой встречи в Йене возобновили общение и потом неоднократно пересекались. «Беседовать с Гёте — наслаждение, и я не хочу в этом себе отказывать», — отмечал поэт.
Гёте был не просто прекрасным автором, но и талантливым руководителем. С 1791-го по 1817 год он заведовал Веймарским придворным театром в сотрудничестве с Фридрихом Шиллером, написавшим для репертуара этой сцены все свои поздние трагедии. В ходе работы на посту директора Гёте была предпринята попытка переноса на немецкую сцену крупнейших произведений ми­рового классического репертуара.
В своих театральных опытах Гёте опирался на практику изобразительных искусств. Сцену он рассматривал как «картину без фигур, в которой последние заменяются актёрами». Начинающим артистам автор советовал «делить сцену на не­сколько участков, которые на бумаге можно попробовать изобразить в виде ромбических плоскостей». Этот шахматный принцип предполагал определённое место на сцене — впоследствии приём был использован режиссёрами для организации постановок. В ранние годы Гёте сам играл в придворных любительских спектаклях, которые организовывала мать Карла-Августа.
Личность писателя была окутана мифами ещё при жизни. В то время он был одним из первых, кто признал равноценность восточной и европейской культур. Это породило слухи о том, что Гёте якобы тайно принял ислам. Кроме того, известно, что в 1780 году он вступил в Веймаре в масонскую ложу «Анна Амалия к трём розам», в которой состоял до конца жизни. По одной из версий, поэт был также членом ордена иллюминатов, куда был принят в 1783 году.

Нет комментариев.