литературный юбилей — 2024
13 июля – 130 лет со дня рождения писателя Исаака Эммануиловича Бабеля (1894-1940).
Исаак Бабель – известный писатель, сценарист, драматург, переводчик, журналист, военный корреспондент. Он так стремительно взлетел на литературном поприще, что даже у самых известных критиков не возникало сомнений по поводу его гениальности и блестящего будущего. Однако они даже и представить не могли, настолько оно будет трагическим. Его лучшие произведения – «Конармия» и «Одесские рассказы» вышли в 20-х годах и, по мнению коллег, представляли собой лучшие образцы европейской литературы. Критики называли их острыми, как спирт, и цветистыми, как драгоценные камни. А всё от того, что в них описана реальная жизнь, сложная и противоречивая, романтичная и жестокая, ошеломившая писателя, так как полностью противоречила его жизненным и культурным идеалам.
В биографии писателя есть много белых пятен и неточностей. Это объясняется тем, что сам Бабель оставил после себя автобиографические заметки, приукрашенные и даже немного изменённые, нужные для создания художественного замысла или в связи с политической диктатурой тех лет.
Даже дата рождения писателя имеет несколько трактовок в зависимости от источника. Краткая литературная энциклопедия гласит, что Бабель родился 1 июля по старому летоисчислению или 13 июля по новому. Но Метрическая книга канцелярии, которую вёл одесский городской раввин, содержит несколько другую информацию, а именно, что день рождения Исаака 30 июня по старому стилю, и 12 июля по новому.
Одно известно точно, настоящее имя писателя – Исаак Маньевич Бобель, и что родился он в Одессе, в еврейской семье Эммануила и Фейги Бобель.
В 1903-м Исаак предпринял попытку стать учеником коммерческого училища им.Витте в Николаеве. Мальчик успешно справился с тремя экзаменами, сдал арифметику, русский язык и Закон Божий (хотя придерживался совершенно другого вероисповедания). Однако попытка поступить оказалась провальной. Несмотря на то, что он на отлично сдал экзамены, Исаака не приняли, мотивируя отсутствием свободных мест.
Через некоторое время его отец отправил прошение о том, чтобы сына зачислили на учебу, и спустя год Исаак уже учился в училище. Дела старшего Бабеля шли отлично, он сумел заработать в Николаеве приличный капитал, позволивший вернуться в родную Одессу в 1905-м. Как и все отцы, Эммануил хотел, чтобы сын продолжил его дело, поэтому Исааку пришлось менять учебное заведение. Он попытался стать студентом Одесского коммерческого училища императора Николая I.
При поступлении Бабель столкнулся с такими же трудностями, что и в Николаеве. Существовала так называемая «процентная норма» для лиц еврейской национальности, и парню удалось её преодолеть, однако и это не привело к зачислению. Удачной оказалась только вторая попытка, спустя год. На протяжении этого времени Исаак учился дома.
Причем он проходил на домашнем обучении гораздо больше предметов, чем этого требовали в училище. К 16-ти годам Бабель изучил общеобразовательные предметы, и, как все евреи из приличных семей, выучил иврит, Талмуд и Тору. Помимо этого молодой человек учился играть на скрипке под руководством выдающегося музыкального педагога того времени Петра Столярского. Когда его всё таки приняли в школу, Исаак как будто попал на отдых, настолько трудным было домашнее обучение.
Учился Исаак легко, особенно он преуспевал в языках. На момент выпуска из училища, он отлично знал идиш, русский, английский, немецкий, французский языки и иврит.
Из стен училища парень вышел в 1912 году, однако дальнейшее обучение в университете Одессы для него было закрытым, отсутствовал аттестат об окончании гимназии. Родителям пришлось отправлять наследника в Киев, где он стал студентом Коммерческого института. Это было первое длительное расставание с семьей. С началом Первой мировой войны Бабель эвакуировался в Саратов, где в 1916-м и окончил вуз. Мало того, молодой человек получил учёную степень кандидата экономических наук.
Творческая биография Исаака Бабеля началась ещё в 1913-м, после того, как он отдал в печать свое дебютное произведение под названием «Старый Шлойме». Это был короткий рассказ, но даже в столь лаконичном изложении он поражал неприглядной правдой жизни. Полубезумный еврей накладывает на себя руки из-за того, что его сын решил принять христианство. В дальнейшие годы творчества писатель ещё не раз коснётся еврейской темы, она пройдёт лейтмотивом многих его произведений, хотя напрямую поднимать вопросы иудаизма Бабель не рисковал.
Исааку совершенно не хотелось заниматься коммерцией, как его отец. Он понял, что его призвание – писательское дело. Ради воплощения в жизнь своей мечты, Бабель отправляется в Петроград в 1916 году, где становится студентом Петроградского психоневрологического института. Его приняли на юридический факультет, причем сразу на четвертый курс. Однако диплом этого вуза он так и не получил.
В своих заметках писатель говорил, что находился в Петрограде на нелегальной основе, и это соответствовало действительности. Так и было, в те годы евреи не имели права поселяться в крупных городах. Но спустя некоторое время исследователям удалось отыскать документ, выданный петроградской полицией, в соответствии с которым Бабель мог легально проживать в городе, во всяком случае, пока учился в вузе.
Тогда же Исаак и встретил Максима Горького, который сыграл важную роль в его биографии. В то время Горький уже имел славу и влияние в обществе, он помог Бабелю опубликовать его произведения «Мама, Римма и Алла» и «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» на страницах журнала «Летопись». Горькому удалось привлечь внимание общественности к одарённому писателю, однако слава чуть не сыграла с Бабелем злую шутку. Сюжет его рассказов показался читателям сомнительным, а самого писателя чуть не судили за порнографию. Спасение пришло неожиданно, в лице революции 1917 года.
В 1918-м, после дезертирства из армии, принимавшей участие в Первой мировой войне, Бабель поселился в Петрограде, стал переводчиком иностранного отдела ЧК. В те годы его произведения выходили на страницах журнала «Новая жизнь». В 1920-м писатель снова ушёл воевать, на этот раз он участвовал в Гражданской войне. Заручившись поручительством Михаила Кольцова, Исаак попал в 1-ю Конную Армию, куда его взяли военкором.
Вначале непосредственным начальником Бабеля был Семён Будённый. До наших дней дошёл снимок, запечатлевший в одном кадре великого военачальника и будущего прославленного писателя. Исаак хотел воевать по-настоящему, с оружием в руках. Поэтому пришлось хитрить. С помощью Сергея Ингулова, тогдашнего секретаря одесского областного комитета, Бабель стал Кириллом Васильевичем Лютовым, русским. Именно на это имя писателю сделали документы.
Это время нашло отражение в одной из самых популярных книг Бабеля в Советском Союзе – «Конармия». Сборник начали печатать в 1920-м. Сразу это был «Конармейский дневник», состоящий из записок, написанных Бабелем в годы службы. Как только книга появилась в печати, вокруг неё разгорелись нешуточные баталии.
Неоднозначное восприятие творчества Бабеля объясняется тем, что его произведения сильно отличались от привычных красноармейских агиток, выпускаемых в Гражданскую войну. Лучше всего об этом говорят рассказы «Письмо» и «Соль», в которых честно описывается весь ужас происходящего, и то, как происходит обесценивание незыблемых до этого морально-этических правил. Об этом красноречиво говорит сценка, где солдаты жестоко расправляются с женщиной или где отец зарезал собственного сына или сын казнил родного отца.
Откровенность Исаака и его стиль, правдивый, без прикрас, очень понравился коллегам-писателям. Невероятный успех ждал это произведение за рубежом. А правительство и военные вообще восприняли «Конармию» в штыки. Будённый даже пообещал убить писателя, если он когда-либо попадётся ему на глаза. Ворошилов назвал рассказы Бабеля возмутительными. От серьёзных неприятностей писателя спасло только то, что он был другом Максима Горького, который один бросился защищать Исаака и его творчество.
Спустя некоторое время Бабель поступил на работу в Одесский губернский комитет, потом занял должность выпускающего редактора 7-й советской типографии. Работал в качестве репортёра в Тифлисе, Одессе. В 1922-м был сотрудником тифлисской газеты «Заря Востока», совершил поездки по Абхазии и Аджарии, как корреспондент этого издания.
К середине 20-х Исаак принялся за свой второй большой труд – цикл, получивший название «Одесские рассказы». В главном герое – Бене Крике чётко просматривался его прообраз, известный бандит Мишка Япончик. Чтобы описание получилось максимально достоверным, Исаак решил погрузиться в ту среду, которая описывалась в его рассказах.
С этой целью писатель нашёл себе съёмное жильё на Молдаванке, у какого-то старого еврея. По слухам, старик был наводчиком у бандитов. Большую часть информации Бабель черпал и у правоохранительных органов. Исааку разрешили знакомиться с материалами уголовных дел.
Яркие образы, описанные Бабелем в этих рассказах, не дают покоя кинематографистам уже много лет. Историю Бени Крика (Мишки Япончика) неоднократно экранизировали.
В 1928-м вышла из печати пьеса Бабеля под названием «Закат». Её поставили на подмостках двух театров. В 1935 году писатель издал ещё одну пьесу – «Мария». А вот у романа «Великая Криница» и у повести «Еврейка» не такая успешная судьба. Исаак их дописать не успел, его арестовали и вскоре расстреляли.
В конце 30-х годов прошлого века путь выдающихся советских людей от вершины славы и всеобщей любви до полной опалы нередко сокращался до минимума. В середине 1938-го Исаак вошёл в редакционный совет Государственного издательства художественной литературы, казалось бы, карьера стремительно пошла вверх. Но прошло всего чуть более полугода, как случился арест. 15 мая 1939-го ему предъявили стандартное для многих в те годы обвинение в антисоветской и террористической деятельности. Во время ареста у писателя изъяли рукописи, и с тех пор их никто не видел, они утрачены безвозвратно.
На допросах писателя пытали, снимки, находившиеся в архивах НКВД, подтверждают наличие на его лице явных следов побоев. Бабель не выдержал пыток, и оговорил себя, он признался в связи с троцкистами. Хотя некоторое время назад Исаак задавал вопрос главе НКВД Генриху Ягоде, с которым был близко знаком, о том, как вести себя во время ареста и допросов, и тот ответил, что свою вину признавать нельзя, ни при каких обстоятельствах.
26 января 1940-го Бабелю зачитали приговор Военной коллегии Верховного суда Советского Союза – высшая мера наказания. Исаака Бабеля расстреляли на следующий день. У писателя даже нет своей могилы, вместе с сотнями казненных, его похоронили на Донском кладбище, в Общей могиле №1.
Жена так и не узнала, что мужа уже нет в живых. Ей сказали, что он отправлен в лагеря и не имеет права на переписку. Вплоть до 1954-го женщина надеялась, что Исаак вернется живым, она писала массу писем во все органы и просила облегчить ему наказание. Писатель был реабилитирован посмертно только в 1954-м. Спустя два года «реабилитировали» и его творчество. Книги Исаака Бабеля вновь чтят как классику советской литературы.