литературный юбилей — 2024

литературный юбилей — 2024

1 января – 105 лет со дня рождения американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера (1919-2010).

Так уж сложилось в последние несколько десятилетий, что когда какой-нибудь деятель искусства, отмеченный всеобщим признанием за свою гениальную работу, полностью исчезает из поля зрения общественности, его сразу же сравнивают с
Джеромом Дэвидом Сэлинджером. Этот писатель опубликовал при жизни всего один (но зато какой!) роман — «Над пропастью во ржи». Рассказав нам историю молодого безответственного парня по имени Холден Колфилд, ищущего себя после того, как его исключили из частной школы, «Над пропастью во ржи» возвестил новую эру философской литературы, став главным произведением во всех школах Америки.
Сэлинджер был неугомонным студентом, посещая одновременно Нью-Йоркский университет, колледж Ерсинус и Колумбийский университет. Во время вечерних занятий в последнем он встретил Уита Бернетта — профессора, который также занимал должность редактора в журнале «Стори». Почувствовав талант в писательском стиле Сэлинджера, Бернетт убедил его продолжать литературную карьеру. Когда разразилась вторая мировая война, Сэлинджера призвали в ряды армии. Во время службы с 1942 по 1944 год он работал над отдельными главами, которые впоследствии превратились в роман «Над пропастью во ржи». При этом он всегда носил рукопись с собой, даже когда участвовал в боях.
Во время службы в армии Сэлинджер перенёс то, что позже назовут посттравматическим стрессовым расстройством. В 1945 году он был отправлен в нюрнбергский госпиталь из-за приступа нервного срыва, после того как стал участником неимоверно кровавых битв при высадке десанта в Нормандии и боёв за Люксембург.
Вернувшись после войны в Нью-Йорк, Сэлинджер продолжил писать, отправляя свои короткие рассказы в журнал «Нью-Йоркер» и другие похожие издания. В литературных кругах его имя быстро стало известным из-за того, что он категорически не желал менять что-то в своих произведениях. Сэлинджер даже разорвал сделку с издательством «Харкорт и Брейс», согласившимся опубликовать «Над пропастью во ржи», после предложения внести некоторые коррективы в текст этого романа. Нетронутая редактурой книга в конце концов была выпущена в свет издательством «Литтл, Браун энд компани».
Несмотря на то, что до этого его рассказы не раз печатались в «Нью-Йоркере», Сэлинджер с огорчением обнаружил, что журнал не очень хорошо относится к его дебютному роману. Он отправил предварительную копию книги в редакцию с надеждой на её публикацию, но ему было отказано в печати с формулировкой, что персонажи истории слишком «неправдоподобные».
Почти сразу стало ясно, что Сэлинджер не собирается пользоваться той известностью, которую принёс ему роман «Над пропастью во ржи». Он настоял на том, чтобы издательство «Литтл, Браун энд компани» не печатало фотографию автора на обложке книги, и отказался от всех публичных выступлений, кроме одного небольшого исключения. После переезда в Нью-Гэмпшир Сэлинджер согласился дать интервью местной школьной газете «Клермонт Дейли Игл». Позже он пришёл в ярость, когда узнал, что текст статьи появился на первой полосе местной «взрослой» газеты. Раздосадованный и чувствующий себя преданным всеми, он оградил свой дом двухметровым забором, полностью прячась от любопытных глаз.
Несмотря на то, что его самое известное произведение так и не было экранизировано, у Сэлинджера всё-таки были непродолжительные отношения с Голливудом. В 1948 году продюсер Дэррил Занук приобрёл права на один из его коротких рассказов — «Лапа-растяпа».
Не ища лёгких путей, в 80-х годах прошлого века литературный критик Ян Гамильтон попытался написать биографию Сэлинджера. Но тот был так взбешён, что подал в суд на Гамильтона, чтобы запретить ему использовать в своей работе отрывки из не публиковавшихся ранее писем. Верховный суд одобрил его просьбу и запретил Гамильтону использовать эти материалы. Позже, в 1988 году, Гамильтон написал книгу «В поисках Сэлинджера», рассказывая в ней уже о своих личных отношениях с капризным писателем.
Изобилуя непрерывными внутренними монологами, роман «Над пропастью во ржи» мог бы считаться практически непригодным для экранизации, что однако не останавливало от попыток это сделать таких уважаемых режиссёров, как Билли Уайлдер и Стивен Спилберг. Общеизвестно, что на протяжении всей своей жизни Сэлинджер ни при каких условиях не соглашался дать разрешение на экранизацию своего романа, но не отрицал, что это может произойти уже после его смерти. «Бесконечно приятно осознавать, — писал он однажды, — что я уже не увижу результатов этой сделки». (Наследники Сэлинджера пока не объявили своё решение по поводу того, будут ли они препятствовать созданию киноадаптации).

Нет комментариев.