литературный юбилей — 2024
10 февраля – 105 лет со дня рождения российского драматурга Александра Моисеевича Володина (1919–2001).
Ценители советского кинематографа не понаслышке знакомы с такими шедеврами, как «Пять вечеров», «Осенний марафон» и «С любимыми не расставайтесь». Сценаристом ко всем этим картинам, а также ещё к 19 не менее душевным и знаковым фильмам, стал советский поэт и драматург Александр Володин.
Биография Александра Моисеевича Лифшица (такова настоящая фамилия киносценариста) началась в Минске 10 февраля 1919 года. Мальчик рано лишился матери. По его словам, Володин даже не помнил, как она выглядела и как умерла, а отец ушёл к другой женщине, которая отказывалась принимать маленького Сашу.
Когда ему исполнилось 5 лет, дальние родственники забрали ребёнка к себе, но тесной духовной связи между ними так и не возникло, они не стали одной семьёй. Лифшиц прожил у своего дяди, врача по профессии, до 16 лет.
С самого детства Александр проявлял интерес к театральному искусству, в частности, к творчеству русского драматурга
А.Н. Островского. Он покупал билеты на деньги, которые должен был тратить на школьные обеды. Наибольшее влияние на выбор профессии и жизненного пути оказал старший брат юноши, актёр театральной студии имени Алексея Дикого.
Однако, несмотря на увлечение искусством, из-за бытовых нужд (парню было необходимо жильё, а поступление гарантировало бесплатное место в общежитии) будущий сценарист Володин поступил в Московский авиационный институт в 1936 году. Он проучился там всего полгода, после чего окончил преподавательские курсы в городе Серпухове и проработал некоторое время учителем в подмосковной деревне Вешки.
Будущий драматург чувствовал, что занимает не своё место. Его душа по-прежнему стремилась к театральному творчеству. Александр мечтал поведать всему миру о своих переживаниях, идеях и чувствах. В последствии так и вышло, именно мотив сокровенного стал ключевым на протяжении всего писательского пути А.Володина.
Наконец, в 1939 году желание юноши сбылось, он успешно сдал вступительные экзамены в ГИТИС, на театроведческий факультет. Но у военкомата были свои планы на Володина: спустя 2 месяца учёбы ему прислали повестку в армию.
По воле судьбы в этот момент кончились беззаботные дни Саши, впереди его ждали не только 2 года обязательной службы, но и 4 долгих года Великой Отечественной войны. По итогу этих жутких лет солдат был награждён медалью «За отвагу» и серьёзно ранен осколком мины в левое лёгкое в 1944-м. В больнице он сочинил свой первый стих.
По окончании войны Александр Володин продолжил своё образование, но уже не в ГИТИСе, а на сценарном факультете ВГИКа, в мастерской Е. Габриловича. Он защитил диплом в 1949 году, после чего устроился в качестве редактора учебных лент о солдатах на Ленинградскую студию научно-популярных фильмов.
В этот период, мучимый экзистенциальным кризисом и мыслями о несостоявшейся жизни, Володин выпустил первый сборник рассказов. Один из них, «Пятнадцать лет жизни» 1953 года, полностью отразил его мрачное настроение. В конце следующего года была опубликована книга молодого прозаика из 9 рассказов, которую положительно встретили критики из «Комсомольской правды» и «Литературной газеты». Персонажами его произведений стали «маленькие» люди со скромными амбициями, невысокими зарплатами и простыми профессиями, которые только недавно вступили во взрослую жизнь.
В 1956 году Володин сочинил пьесу «Фабричная девчонка», своим настроением похожую на сборник «Рассказы». За право поставить эту остросоциальную драму на сцене боролись разные театры. В итоге «Девчонку» за год показали более чем на 40 сценах по всему СССР.
Вторую пьесу писателя под названием «Пять вечеров» поставил ленинградский БДТ им. Горького и московский «Современник». Ошеломительный успех не заставил себя долго ждать. В 1962 году Володин написал пьесу «Идеалистка», на основе которой 20 лет спустя был снят телевизионный фильм «Два голоса» с Алисой Фрейндлих и Никитой Михалковым в главных ролях.
Четыре произведения, написанные драматургом — «Назначение», «Старшая сестра», «Пять вечеров» и «Фабричная девчонка» — стали фундаментом лидерства Володина в творческих и театральных кругах на стыке 50-х и 60-х годов.
И тем не менее, несмотря на подавляющее число восторгающихся зрителей, критики обвиняли автора пьес в искажении реальности, негативе, очернительстве советской идеологии. Находилось и немало защитников, ими были упомянутые выше переполненные залы, а также другие писатели, такие как Ю. Герман, А. Арбузов, В. Панова.
С 1964 года по его рассказам и пьесам начали снимать полнометражное кино. Дебютным фильмом стал «Звонят, откройте дверь» режиссёра Александра Митты с Еленой Прокловой в главной роли. Написанный специально для фильма сценарий комедии «Похождения зубного врача» стал отправной точкой для исповедального этапа писателя, его дальнейшее творчество можно было расценивать как записки о личной жизни.
Далее, поставив перед собой задачу поработать в жанре притчи, Володин выпустил трилогию о каменном веке, первобытных людях и вечных вопросах — «Две стрелы», «Выхухоль» и «Ящерица». Обобщающей темой триптиха стала проблема нравственного выбора, так хорошо знакомая автору.
1970-е стали весьма насыщенными для Александра Моисеевича. Он сочинил сразу несколько успешных сценариев для кино — «Дочки-матери», «Портрет с дождём», «Смятение чувств». Вышли его самые популярные фильмы «С любимыми не расставайтесь», «Дульсинея Тобосская», «Назначение». В конце десятилетия состоялась премьера мелодрамы «Осенний марафон» режиссёра Георгия Данелии. Картина приобрела культовый статус, её разобрали на цитаты, она остается актуальной и по сей день.
Александр Володин был удостоен Государственной премией РСФСР 1981 года и стал лауреатом премии Президента РФ 1999 года. Также удостоился титула «Живая легенда Санкт-Петербурга».
Смерть поэта и драматурга наступила 17 декабря 2001 года в его квартире в Санкт-Петербурге. Ему было 82 года.