литературный юбилей — 2024
1 февраля – 140 лет со дня рождения русского писателя
Евгения Ивановича Замятина (1884-1937).
Биография Евгения Замятина насыщена событиями и полна интересных фактов. Сколько бы государство ни ломало писателя, его дух не был сломлен, он продолжал заниматься любимым делом и яро отстаивать свои взгляды. Произведения литератора, затрагивавшие проблемы, не потерявшие актуальность и сегодня, смогли войти в золотой фонд русской литературы.
Евгений Иванович Замятин появился на свет 1 февраля 1884 года в Тамбовской губернии, в городе Лебедяни (ныне Липецкая область). Отец был священником и преподавал Закон Божий, а мать — пианисткой. В четыре года мальчик уже читал книги Николая Гоголя и серьёзную литературу вместо букваря.
В 1893 году родители отправили сына в Лебедянскую гимназию, где он проучился до 1896-го. Потом семья переехала в Воронеж, и Замятин окончил Воронежскую гимназию с золотой медалью в 1902 году. В юношеские годы будущий писатель отлично справлялся с гуманитарными науками, но математика ему не давалась.
Несмотря на это, в 1902 году молодой человек поступил в политехнический институт Санкт-Петербурга на кораблестроительный факультет, где математические дисциплины изучались в первую очередь. Как писатель позднее отметил в автобиографии, этот путь он выбрал из упрямства. В 1905-м Евгений Иванович вступил в фракцию большевиков РСДРП и вместе со студентами участвовал в революционной жизни. За это его арестовали, но вскоре отпустили благодаря стараниям матери.
Летом 1905 года Замятин возвращался из морского путешествия в Египет и стал свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». Он был снова арестован и выслан в Лебедянь. Позже Евгений Иванович нелегально вернулся в Петербург и в 1908 году окончил университет, получив профессию морского инженера. Следующие два года он работал преподавателем на кораблестроительном факультете.
Вскоре после окончания института, в том же 1908-м, Замятин представил вниманию публики первое произведение — рассказ «Один», опубликованный в журнале «Образование». Вскоре молодой литератор начал работать над ещё одним рассказом — «Девушка». В 1911-м органы власти, обнаружив факт нелегального проживания Евгения Ивановича в Петербурге, сослали его в Лахту. В ссылке он написал первую повесть — «Уездное», в которой раскрыл проблемы мира русской провинции, изобразив инертность местных жителей. Критики и писатели заметили работу и положительно оценили.
Во время Первой мировой войны, в 1914 году, была написана повесть «На куличках», где автор без прикрас рассказал о быте военного отряда на Дальнем Востоке. За это власти привлекли его к суду и сослали в Кемь. Через два года Замятина отправили в командировку в Англию, где он работал главным проектировщиком российских ледоколов и руководил строительством судов. В частности, морской инженер выступил представителем заказчика при строительстве знаменитого ледокола «Невский», который получил новое название «Ленин» после Октябрьской революции.
Жизнь в промышленной Англии позволила Евгению Ивановичу по-новому взглянуть на ряд вещей. Он выучил английский язык, начал элегантно одеваться. Сохранились архивные фото, подтверждающие последний факт. При этом от него не укрылись и негативные стороны британского быта — эти явления Замятин отразил в сатирических произведениях «Островитяне» и «Ловец человеков».
Литератор вернулся в Россию в сентябре 1917-го и продолжил активно писать. Среди его первых постреволюционных произведений вышел фантастический рассказ «Дракон», где в метафорической форме представлены реалии Петербурга (тогда Петрограда) 1918-го, времени Гражданской войны.
В тот же период Евгений Иванович организовал литературный учебный кружок, из которого в 1921-м родилась группа «Серапионовы братья», в которую вошли Михаил Зощенко, Вениамин Каверин и другие талантливые писатели.
В 1920-м библиография Замятина пополнилась рассказами «Мамай» и «Пещера», но наиболее ярким событием года стало создание романа-антиутопии «Мы», в котором автор описал общество будущего с тоталитарным контролем над человеком и отразил собственные взгляды на коммунистические идеи. Позднее Джордж Оруэлл с его «1984», Рэй Брэдбери с романом «451 градус по Фаренгейту» отмечали, что их сочинения родились под влиянием творчества советского литератора.
Роман «Мы» был признан враждебным советской идеологии, и его не публиковали. На Западе, напротив, книгу напечатали на английском, чешском и французском языках. На родине автора она увидела свет только в конце 80-х годов XX столетия, а в новом, XXI веке сочинения Замятина часто печатали различные российские издательства, сопровождая яркими иллюстрациями.
Советские власти, недовольные позицией автора, критиковали и травили его, и в 1931-м году Евгений Иванович, вышедший из Союза писателей, направил письмо Сталину, в котором просил разрешения на выезд из страны. Получив согласие вождя, писатель покинул СССР и переехал в Ригу, затем в Берлин, а в 1932 году добрался до Парижа. В столице Франции Замятин занимался написанием статей для местных газет. Основными темами были состояние современной русской прозы и искусство авангарда.
В 1934 году Евгения Ивановича по его просьбе снова приняли в Союз писателей СССР. Участники союза продвигали коммунистические идеи и боролись за мир и дружбу народов. В 1935-м Замятин принимал участие в антифашистском Конгрессе писателей и являлся членом советской делегации.
На протяжении десяти лет, с 1928 по 1937 год, Евгений Иванович трудился над историческим повествованием «Скифы», но оно так и не было закончено. Второй роман, «Бич Божий», остался незавершённым. В нём рассказывается о времени заката Римской империи, а самим Бичом Божьим стал вождь гуннов Аттила.
Находясь в Париже, Замятин заметил, что кинематограф развивается, и попробовал себя в роли сценариста. Так, вместе с Жаком Компанезом литератор написал сценарий для фильма «На дне». В мае 1935 года Евгений Иванович обращался на студию «Метро-Голдвин-Майер» и предоставил четыре готовых сценария: «Пленённый царь», «Большая любовь Гойи», «Бич Божий» и «Пиковая дама». Американцы не согласились на сотрудничество, и писатель пытался начать работу в других кинокомпаниях.
В конце двадцатого столетия, в 1982-м, на экраны вышел фильм «Мы» Войтеха Ясны, снятый по одноименному роману Замятина. В новом тысячелетии стало известно о съемках ещё одной экранизации этого произведения. Режиссёром картины выступил Гамлет Дульян, а в главных ролях были задействованы Егор Корешков, Елена Подкаминская, Филипп Янковский и другие яркие звёзды российского кинематографа.
Замятин скончался в 53 года, 10 марта 1937-го. Случилось это неожиданно, причиной смерти стал сердечный приступ. Писатель нашёл последний приют на парижском кладбище в Тье.