литературный юбилей — 2023
10 января — 125 лет со дня рождения немецкого драматурга, поэта и прозаика Бертольда Брехта (1898-1956).
Бертольд Брехт – один из крупнейших немецких театральных деятелей, талантливейших драматургов своего времени, однако его пьесы и до сих пор популяры и ставятся во многих мировых театрах. Это прозаик и поэт, а также создатель театра «Берлинер Ансамбль». Творчество Бертольда Брехта привело его к созданию нового направления «политического театра». Он был родом из немецкого города Аугсбурга. С молодости он увлекался театром, но его семья настояла на том, чтобы он стал врачом, и после гимназии он поступил Университет им. Людвига Максимилиана в Мюнхене.
Однако серьёзные перемены произошли после встречи со знаменитым в Германии писателем Леоном Файхтвангером. Тот сразу заметил в молодом юноше недюжинный талант и порекомендовал ему заняться вплотную литературой. К этому времени Брехт закончил свою пьесу «Барабаны ночи», которую поставил один из мюнхенских театров.
К 1924 году после окончания университета молодой Бертольд Брехт отправляется покорять Берлин . Биография его указывает на то, что здесь его ждала ещё одна удивительная встреча с известнейшим режиссером Эрвином Пискатором. Через год этот тандем создаёт «Пролетарский театр».
Краткая биография Бертольда Брехта указывает на то, что сам драматург не был богат, и его собственных денег никогда бы не хватило на то, чтобы заказывать и покупать пьесы у известных драматургов. Именно поэтому Брехт решается писать самостоятельно. Но начал он с переделывания известных пьес, а дальше пошли инсценировки популярных литературных произведений для непрофессиональных артистов.
Творческий путь Бертольда Брехта начался с пьесы «Трёхгрошовая опера» Джона Гея по его книге «Опера нищих», которая стала одним из первых таких дебютных опытов, поставленных в 1928 году.
Сюжет рассказывает историю о жизни нескольких нищих бродяг, которые ничем не гнушаются и любыми путями ищут себе средства к существованию. Спектакль почти сразу стал популярным, так как нищие-бродяги до этого ещё не были главными героями на театральных подмостках. Потом Брехт вместе со своим напарником Пискатором ставит в театре «Фольксбюнне» вторую совместную пьесу по роману М. Горького «Мать».
В Германии в то время немцы искали новые пути развития и обустройства государства, и поэтому происходило некое брожение в умах. И вот этот революционный пафос Бертольда очень сильно отвечал духу настроения в обществе. Вскоре последовала новая пьеса Брехта по инсценировке романа
Я. Гашека повествующего о приключениях бравого солдата Швейка. Она привлекла внимание зрителей тем, что была буквально напичкана юмористическими житейскими ситуациями, и главное — яркой антивоенной тематикой. Но тут на автора посыпались недовольства фашистов, которые пришли к власти к этому времени. Поэтому к 1933 году рабочие театры Германии оказались под запретом. Срочно был вынужден уехать из страны и Бертольд Брехт. В то время он был женат на известной актрисе Елене Вайгель, и вот вместе с ней он переезжает в Финляндию.
Там он начинает работать над пьесой «Мамаша Кураж и её дети». Сюжет он подсмотрел в немецкой народной книге, в которой описывались приключения одной торгашки в период Тридцатилетней войны.
Во Вторую мировую Финляндия стала союзницей Германии, и поэтому Брехту опять пришлось эмигрировать, но на этот раз в Америку. Там он ставит свои новые пьесы: «Жизнь Галилея», «Добрый человек из Сезуана», «Господин Пунтилла и его слуга Матти». За основу были взяты народные фольклорные сюжеты и сатира. Вроде бы всё просто и понятно, однако Брехт, обработав фольклорные сюжеты философскими обобщениями, превратил их в притчи. Так драматург искал новые выразительные средства своих мыслей, идей и убеждений.
Его театральные постановки шли в тесном контакте со зрителями. Исполнялись песни, иногда зрителей приглашали на сцену и делали их непосредственными участниками пьесы. Такие вещи действовали на людей поразительным образом. И это очень хорошо знал Бертольд Брехт. Когда окончилась война, сразу возвратился в Европу и Бертольд Брехт. Он поселился в Австрии. Бенефисы и овации были на всех его пьесах, которые он написал ещё в Америке: «Кавказский меловой круг», «Карьера Артуро Уи». В первой пьесе он показывал своё отношение к фильму Ч. Чаплина «Великий диктатор» и пытался досказать, то чего не договорил Чаплин.
В 1949 году Бертольда приглашают работать в ГДР в театр «Берлинер Ансамбль», где он становится художественным руководителем и режиссёром. Он пишет инсценировки по крупнейшим произведениям мировой литературы: «Васса Железнова» и «Мать» Горького, «Бобровая шуба» и «Красный петух» Г. Хауптмана. Со своими спектаклями Брехт проехал полмира и, конечно же, посетил СССР, где в 1954 году ему вручили Ленинскую премию мира.
В середине 1955 года Брехт в возрасте 57 лет стал чувствовать себя очень плохо, он сильно постарел, ходил, опираясь на трость. Он составил завещание, в котором указал, чтобы гроб с его телом не выставляли на публичное обозрение и не произносили прощальных речей. Бертольд Брехт умер от обширного инфаркта 10 августа 1956 года.
За всю свою жизнь этот удивительный человек написал немало литературных творений. Наиболее известные его пьесы, кроме перечисленных выше, это «Ваал», «Человек есть человек», «Жизнь Галилея», «Кавказский меловой» и много-много других.