литературный юбилей — 2023
13 декабря — 150 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга, переводчика и литературоведа Валерия Брюсова (1873-1924).
Знаменитому литературному деятелю, поэту и переводчику Валерию Яковлевичу Брюсову принадлежит огромная роль в развитии русского символизма. Брюсов настаивал на первоочередной роли личности поэта, и считал, что форма стиха играет второстепенную роль.
От многих поэтов серебряного века его отличало то, что главным объектом его творчества стала городская тема, а не красота русской природы. Он описывал картины города, используя его многоликость, красоту и опасность одновременно.
В личности Брюсова удачно переплетались рациональный склад ума и художественная одарённость. Он с интересом наблюдал за развитием новых направлений, но не отходил и от классических форм. Несмотря на тяготение к классике, поэзия Брюсова – всё же модерн с его постоянными противоречиями.
Творческое наследие Брюсова оказало очень сильное влияние на Пастернака, Мандельштама, Гумилёва и других поэтов Серебряного века, называвших его мэтром и учителем. В числе его заслуг многочисленные переводы на русский язык зарубежных писателей и поэтов.
Брюсов родился 13 декабря 1873 года, в Москве. Глава купеческой семьи Яков Кузьмич постоянно пропадал на скачках, переводя на ставки огромные деньги. Мать – Матрёна Александровна, была большой любительницей французских романов и занималась воспитанием пятерых детей.
Первое образование мальчика было домашним. В 1885 году его отдали в гимназию Креймана. Дальнейшее обучение он продолжил в гимназии Поливанова.
В 1893 году будущий поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы молодой человек знакомится с декадентским творчеством французских поэтов Бодлера и Верлена. Пиком восторга от их поэзии стало написание поэмы «Декаденты. (Конец столетия)».
За последующие два года Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты». Сборник «Шедевры» вышел в1895 году, а в 1897 – «Это я».
Успешно окончив университет, Брюсов в 1899 году становится сотрудником редакции журнала «Русский архив». В 1900 году издаётся сборник стихотворений «Третья стража». К поэту приходит литературная известность.
Начинается период продуктивного творчества. Брюсов совместно с другими литераторами создают издательство «Скорпион», поэт пишет для журнала «Новый путь», выпускает очередной сборник.
В 1901 году Брюсов становится одним из учредителей альманаха «Северные цветы», с 1904 года он выполняет функции редактора журнала русских символистов «Весы». Этот период жизни поэта насыщен многочисленными знакомствами с представителями литературной богемы. В 1908 году Брюсова избирают директором литературно-художественного кружка.
На революцию 1905 года Брюсов отреагировал драмой «Земля», а также стихотворным сборником «Венок». В 1907 году выпускается сборник рассказов «Земная ось».
Постепенно характер лирики поэта приобретает новые черты. Всё чаще в ней звучит задушевность, появляется простота в изложении, интимность в выражении чувств. К этому периоду относится сборник «Все напевы».
В течение двух лет, с 1911 по 1912 годы продолжается работа над романом «Алтарь победы», в 1913 году издается сборник прозы «Ночи и дни».
Во время первой мировой войны Брюсов был фронтовым корреспондентом петербургской газеты, стихи посвящал теме патриотизма. Октябрьскую революцию поэт принял с воодушевлением, активно поддерживал новую власть, и в 1920 году стал членом РКП(б).
С 1917 по 1921 годы занимал руководящие должности комитетов и отделов, связанных с книгоиздательством и образованием. В 1921 году основал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до конца жизни.
Брюсов немало писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведётся рассуждение о процессе сотворения поэтического шедевра. Присущие всем символистам скрытые образы обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.
Стихотворение «Каменщик» – символ борьбы с социальным неравенством. Повествование ведется в форме диалога рабочего с богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разъединение является разрушительным по своей сути, и служит препятствием на пути к миру и гармонии.
Стихотворение «Кинжал» – яркий пример гражданской лирики поэта. Написано оно было, когда дух революции уже витал, но народные массы ещё были пассивны. Брюсов в этом произведении оставляет символизм и начинает простым классическим языком, с применением эпитетов, метафор и пафосных выражений разговаривать с читателем. Главная тема – место поэта и его бессилие что-либо изменить, если это не будет поддержано народом.
В 20-е годы Брюсов в числе других занимался подготовкой к изданию Большой советской энциклопедии. В год своего пятидесятилетия он был награждён правительственной грамотой за заслуги в области литературы.
Сборники, выходившие в 1922-1924 годах представили читателю совершенно обновлённую поэтику автора. Стихи были перегружены неологизмами, футуристическими элементами, жёстким ритмом. Одним словом, это были стихи авангардистского направления, характерного для позднего Брюсова.
Две футуристические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений» были опубликованы после смерти поэта, которая наступила 9 октября 1924 года от пневмонии. Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.
Знаменитому литературному деятелю, поэту и переводчику Валерию Яковлевичу Брюсову принадлежит огромная роль в развитии русского символизма. Брюсов настаивал на первоочередной роли личности поэта, и считал, что форма стиха играет второстепенную роль.
От многих поэтов серебряного века его отличало то, что главным объектом его творчества стала городская тема, а не красота русской природы. Он описывал картины города, используя его многоликость, красоту и опасность одновременно.
В личности Брюсова удачно переплетались рациональный склад ума и художественная одарённость. Он с интересом наблюдал за развитием новых направлений, но не отходил и от классических форм. Несмотря на тяготение к классике, поэзия Брюсова – всё же модерн с его постоянными противоречиями.
Творческое наследие Брюсова оказало очень сильное влияние на Пастернака, Мандельштама, Гумилёва и других поэтов Серебряного века, называвших его мэтром и учителем. В числе его заслуг многочисленные переводы на русский язык зарубежных писателей и поэтов.
Брюсов родился 13 декабря 1873 года, в Москве. Глава купеческой семьи Яков Кузьмич постоянно пропадал на скачках, переводя на ставки огромные деньги. Мать – Матрёна Александровна, была большой любительницей французских романов и занималась воспитанием пятерых детей.
Первое образование мальчика было домашним. В 1885 году его отдали в гимназию Креймана. Дальнейшее обучение он продолжил в гимназии Поливанова.
В 1893 году будущий поэт поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В студенческие годы молодой человек знакомится с декадентским творчеством французских поэтов Бодлера и Верлена. Пиком восторга от их поэзии стало написание поэмы «Декаденты. (Конец столетия)».
За последующие два года Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты». Сборник «Шедевры» вышел в1895 году, а в 1897 – «Это я».
Успешно окончив университет, Брюсов в 1899 году становится сотрудником редакции журнала «Русский архив». В 1900 году издаётся сборник стихотворений «Третья стража». К поэту приходит литературная известность.
Начинается период продуктивного творчества. Брюсов совместно с другими литераторами создают издательство «Скорпион», поэт пишет для журнала «Новый путь», выпускает очередной сборник.
В 1901 году Брюсов становится одним из учредителей альманаха «Северные цветы», с 1904 года он выполняет функции редактора журнала русских символистов «Весы». Этот период жизни поэта насыщен многочисленными знакомствами с представителями литературной богемы. В 1908 году Брюсова избирают директором литературно-художественного кружка.
На революцию 1905 года Брюсов отреагировал драмой «Земля», а также стихотворным сборником «Венок». В 1907 году выпускается сборник рассказов «Земная ось».
Постепенно характер лирики поэта приобретает новые черты. Всё чаще в ней звучит задушевность, появляется простота в изложении, интимность в выражении чувств. К этому периоду относится сборник «Все напевы».
В течение двух лет, с 1911 по 1912 годы продолжается работа над романом «Алтарь победы», в 1913 году издается сборник прозы «Ночи и дни».
Во время первой мировой войны Брюсов был фронтовым корреспондентом петербургской газеты, стихи посвящал теме патриотизма. Октябрьскую революцию поэт принял с воодушевлением, активно поддерживал новую власть, и в 1920 году стал членом РКП(б).
С 1917 по 1921 годы занимал руководящие должности комитетов и отделов, связанных с книгоиздательством и образованием. В 1921 году основал Высший литературно-художественный институт, ректором которого был до конца жизни.
Брюсов немало писал на тему поэзии и роли поэта. Этой теме посвящено стихотворение «Творчество», где ведётся рассуждение о процессе сотворения поэтического шедевра. Присущие всем символистам скрытые образы обозначают муки творчества, через которые обязательно проходит поэт.
Стихотворение «Каменщик» – символ борьбы с социальным неравенством. Повествование ведется в форме диалога рабочего с богатым прохожим. Поэт пытается показать, что социальное разъединение является разрушительным по своей сути, и служит препятствием на пути к миру и гармонии.
Стихотворение «Кинжал» – яркий пример гражданской лирики поэта. Написано оно было, когда дух революции уже витал, но народные массы ещё были пассивны. Брюсов в этом произведении оставляет символизм и начинает простым классическим языком, с применением эпитетов, метафор и пафосных выражений разговаривать с читателем. Главная тема – место поэта и его бессилие что-либо изменить, если это не будет поддержано народом.
В 20-е годы Брюсов в числе других занимался подготовкой к изданию Большой советской энциклопедии. В год своего пятидесятилетия он был награждён правительственной грамотой за заслуги в области литературы.
Сборники, выходившие в 1922-1924 годах представили читателю совершенно обновлённую поэтику автора. Стихи были перегружены неологизмами, футуристическими элементами, жёстким ритмом. Одним словом, это были стихи авангардистского направления, характерного для позднего Брюсова.
Две футуристические пьесы «Диктатор» и «Мир семи поколений» были опубликованы после смерти поэта, которая наступила 9 октября 1924 года от пневмонии. Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище столицы.