литературный юбилей — 2023
25 октября — 180 лет со дня рождения русского писателя и публициста Глеба Ивановича Успенского (1843-1902).
Глеб Иванович Успенский – прозаик, публицист. Его жизненный и творческий путь теснейшим образом связаны с общественной жизнью, идеями и настроениями того времени. Будучи типичным представителем класса разночинцев, он являлся своего рода «героем времени». Даже краткая биография Глеба Ивановича Успенского представляет собой историю жизни подвижника, общественно значимую, трагическую и поучительную.
Глеб Иванович Успенский родился в семье чиновника. В детские годы он был окружён спокойной, добросердечной атмосферой. Бабушка рассказывала мальчику сказки и истории по картинкам. С его дедом, который прекрасно знал крестьянский быт, приезжал консультироваться сам Л. Н. Толстой. Родственники по материнской линии высоко ценили искусство и литературу. У отца была небольшая библиотека, книги из которой были очень рано прочитаны Успенским. Отсюда берёт начало любовь к творчеству Пушкина, начавшаяся со сказок великого творца. Также очень нравились Глебу Ивановичу Успенскому стихи Лермонтова. С раннего детства Успенский демонстрировал удивительные актёрские способности при декламации поэтических произведений. Он рос ласковым, добрым и кротким мальчиком, которого обожали в кругу семьи. С 1853 года Успенский обучается в Тульской гимназии, имеет впечатляющие достижения в обучении. Так было вплоть до 4-го класса. А затем его отец получает перевод в Чернигов и семья переезжает. Успенскому смена обстановки далась очень тяжело: учебные успехи остаются в прошлом, мальчик часто болеет, становится плаксивым. В 1861 году Глеб Иванович окончил гимназию и поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Но уже через год переводится в Московский университет, из которого ещё через год был отчислен из-за того, что не мог оплатить обучение.
Глеб Иванович вынужден пойти работать, ему удаётся устроиться в типографию «Московских ведомостей» корректором. Но и этот этап биографии Глеба Ивановича Успенского продлился совсем недолго, так как после смерти отца в 1864 году он вынужден взять на себя заботу о трёх своих братьях и четырёх сёстрах. Это было чрезвычайно тяжёлое время, Успенскому пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод и скитания.
Первые пробы пера относятся ещё ко времени окончания гимназии. К сожалению, ни один из написанных в то время текстов не сохранился, поэтому начало литературной деятельности Успенского принято отсчитывать с 1862 года, когда в журналах «Зритель» и «Ясная поляна» печатаются его первые рассказы. Ранние произведения Глеба Ивановича Успенского рассказывают о жизни обитателей трущоб, нищих мастеровых и мелких чиновников. В это время Успенский руководствуется художественным принципом, сформулированным Чернышевским: «правда без всяких прикрас». На творческую манеру первых очерков оказал огромное влияние двоюродный брат Глеба Ивановича, который тоже был литератором.
В 1865 г. Глеб Иванович знакомится с Некрасовым, который уже был редактором журнала «Современник». Это событие ознаменовало важные перемены в судьбе юного писателя. Демократический характер творчества Успенского в полной мере соответствовал направленности журнала. Именно в «Современнике» были изданы очерки, которые позже составят цикл «Нравы Растеряевой улицы», принесший автору общественное признание.
В очерках весьма реалистично представлены первые послереформенные годы, ставшие чудовищным разочарованием для целой нации. Повсеместная нужда, отчаяние и пьянство — таковы «растеряевские нравы». Успенский первым вводит в литературу новый тип героя – это приобретатель, наживающийся на людях и их слабостях. После того как в 1866 году «Современник» был закрыт, писатель остаётся без работы и средств к существованию. И вновь наступает тяжёлое время: долгие два года Успенский вынужден жить в атмосфере той самой «растеряевщины», которая была с беспощадной реалистичностью перенесена на страницы его очерков и рассказов.
На помощь Успенскому опять приходит Некрасов, который в 1868г. становится соредактором «Отечественных записок». Глеб Иванович получает постоянную работу в журнале. В своих произведениях этого периода Успенский не просто обличает нравы, подобно многим своим современникам-писателям, он проникает в самую суть событий и явлений. Его отличает глубина понимания социальных движений пореформенного общества, трезвый, лишённый всяческих иллюзий взгляд на человеческую натуру. Беспощадная правдивость, яркая реалистичность, порой переходящая в грубую откровенность, станут отличительной чертой всего творческого пути Успенского. Способность ясно видеть, отчётливо понимать и глубоко переживать всё, что происходит вокруг, стремление понять и осмыслить суть явлений и их причины сформировали миропонимание писателя и его подход к писательской деятельности.
Глеб Иванович Успенский женился в 1870 году. Его избранницей стала учительница Александра Васильевна Бараева. Биографы Успенского свидетельствуют, что брак был вполне счастливым, несмотря на то, что материальное положение оставляло желать лучшего. У пары было пятеро детей.
В первой половине 70-х гг. Глеб Иванович дважды побывал за границей: в Париже и в Лондоне. Одним из самых ярких впечатлений этого периода был поход в Лувр, где писатель увидел «Венеру Милосскую». Много позже, в 1885 г., в очерке «Выпрямила» Глеб Иванович Успенский расскажет об её потрясающем воздействии на зрителей.
К этому же периоду относится знакомство со многими революционерами и идеологами народничества, а также начало дружбы с И. С. Тургеневым. До конца семидесятых Успенский будет вкладывать в произведения всё то, что он увидел и осмыслил во время своих путешествий. Лейтмотивом многих рассказов станет власть денег, которая обесценивает человеческую жизнь, превращает людей в «полтинники».
С конца 70-х творческая биография Глеба Ивановича Успенского совершает новый виток. Писатель напряжённо размышляет о причинах, приведших народ к такому плачевному состоянию, о том, как и почему распространилась безграничная власть денег, отчего процветает пьянство. В поисках «подлинной правды жизни» Успенский переезжает в Новгородскую губернию, где посвящает много времени изучению крестьянского быта. Итогом этой работы становится понимание того, что простой народ сохраняет свой «могучий и кроткий тип» до тех пор, пока находится под «властью земли».
Он создаёт ряд произведений, где с суровой правдивостью и точностью изображает крестьянскую психологию и народный быт. Верный себе, Успенский не допускает никакой идеализации крестьянства, которой грешила беллетристика народничества того времени.
Первая слава пришла к Успенскому после публикации «Нравов Растеряевой улицы». А после издания в середине 80-х восьмитомного собрания сочинений, он становится широко известен во всех уголках России. Особенным успехом его произведения пользовались среди молодёжи. При этом он неоднократно подвергался нападкам не только со стороны либеральной прессы, но и в среде народников. Зачастую его рассказы подвергались довольно резкой критике. Даже в редакции «Отечественных записок», во главе которой после смерти Некрасова стоял М. Е. Салтыков-Щедрин, идеи Успенского не всегда находили одобрение. 1980-е годы позапрошлого века Произведения Глеба Ивановича Успенского 80-х годов посвящены изображению процесса капитализации России. Он считал это явление непонятным, ненужным и даже постыдным. На смену «власти земли» приходит «власть капитала». В это время писатель совершает ряд поездок по стране. Побывал Глеб Иванович Успенский и на Кубани, в городе Тихорецке, о чём позже напишет рассказ, вошедший в «Письма с дороги». В сборнике рассказов «Живые цифры» (1888) повествуется о непростой, иногда кошмарной повседневности, спрятанной за сухими, а порой издевательски-нелепыми цифрами статистики (например, «четверть лошади на 1 ревизскую душу»).
Успенскому распространение и укрепление капитализма казалось безысходной трагедией, ведущей к уничтожению самой сути России. Нескладность общественной жизни мучила писателя, он остро чувствовал пошлость, не мог терпеть фальши. Очень впечатлительный и тонко чувствующий, он был обессилен страданиями не только личными, но и общими. Ситуация усложнялась необходимостью вести постоянную изматывающую борьбу с цензурой, с её бесконечными придирками. Глеб Иванович начинает постоянно жаловаться на «холод в душе».
С конца 1889 г. у писателя началось нервное расстройство. Официально признан сумасшедшим Глеб Иванович Успенский был в 1892-м, осенью этого года его помещают в клинику для душевнобольных. Он страдал от периодическим слуховых и зрительных галлюцинаций. Происходит распад личности: на Глеба, воплощающего всё хорошее, и Ивановича, являющегося средоточием всего дурного. Эти два начала вели постоянную борьбу, попеременно одерживая верх. В лечебнице Успенский провёл остаток своей жизни. Его не стало в 1902 году, причина смерти – паралич сердца. На похороны писателя пришли тысячи людей, но кладбище было оцеплено полицейским отрядом, никому не было позволено произнести прощальную речь.
Могила писателя находится в Санкт-Петербурге на Литературных мостках, что на Волковом кладбище.
Язык прозы Успенского точен и меток, близок к народному языку. Кровно заинтересованный в судьбе народа, он остро переживал всё, что происходит в стране. Это отразилось в присутствии автора во всех произведениях в роли исследователя и действующего лица, что сближает его произведения с публицистикой. Результатом художественных исследований и напряжённых раздумий стали ёмкие формулировки и понятия, которыми можно охарактеризовать всю современную Успенскому эпоху. Порой за шутливыми интонациями и юмором в очерках Глеба Ивановича скрывается истинная драма, жуткая и мрачная действительность. Творческие изыскания писателя были направлены не только на исследование и описание настоящего, но и на предвосхищение будущего. Он был убеждён, что «выпрямить» человека способно лишь подлинное искусство и следование высоким идеям. Некоторые его произведения — это своего рода инструкции, руководство к действию. Ведущий жанр творчества писателя — это очерк, предоставляющий возможность максимально сблизить художественность и публицистичность. Очерки объединялись автором в циклы. Успенский считал своё творчество своей подлинной биографией, он желал отказаться от памяти о фактологической стороне своей жизни, утверждал, что он весь, всё самое важное и единственно значимое в нём — в его произведениях.
Глеб Иванович Успенский в своем творчестве уделил внимание многим сторонам человеческой натуры и жизни. Цитаты из его произведений стали афоризмами, не утратившими своей актуальности по сей день. Вот лишь некоторые из них:
О бедности:
«Все виды бедности и все виды неразлучного с бедностью невежества — то забитого, робкого, беспомощного, то самодовольного и поэтому ещё более, чем другие сорта, отвратительного <…> ужасны».
О русском народе:
«Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка — словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, — народ, который мы любим, к которому идём за исцелением душевных мук, — до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания её повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют его существование».
О творчестве:
«Художник, который поставит своей задачей выгоду, денежную пользу, перестанет церемониться со своей совестью, малюет всё, что требуется, спускается до рисовки вывесок на портретные и овощные лавки…»
О детях:
«Ох, детки, детки! Что горя-то с ними перенесешь!»
О человеческом достоинстве:
«Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство».
О жизни:
«Вот она, жизнь-то человеческая! Прах, тлен!»