литературный юбилей — 2023
14 июля — 95 лет со дня рождения грузинского советского писателя Нодара Думбадзе (1928 — 1984).
Нодар Думбадзе — писатель, чьи произведения являются средоточием добра и вселенской мудрости. Его книгами зачитываются до дыр, по его романам ставят спектакли, снимают фильмы. Именем Нодара Думбадзе названы улицы, парки, читальные залы. Думбадзе самый народный из всех грузинских писателей, что является самым ярким показателем писательской популярности и востребованности.
Нодару Владимировичу Думбадзе повезло родиться в удивительном городе Тифлисе. Произошло это в далеком 1928 году. Отец его был одним из руководителей Союза писателей республики, а также секретарем райкома. Юные годы будущего писателя — это сложные для страны 30-е, а затем и Великая Отечественная Война. В 1939 году – арест и последующий расстрел отца, мать отправили в ссылку; юный Нодар живет с клеймом «сына врагов народа» вплоть до момента реабилитации родителей в 1956 году.
Осиротевшего мальчика забрали к себе родственники из Западной Грузии. Там, в селении Хидистави, он учился в школе, помогал родным по хозяйству, бегал по окрестностям с другими мальчишками. Потом поступил на факультет экономики Грузинского Университета им. И. В. Сталина (сегодня ТГУ) и в 1950 году полученил диплом. Работать Нодар Владимирович остался при этом же университете, на должности лаборанта и тогда же начал примерять на себя роль писателя.
Публиковаться Нодар начал ещё в 1950 году, его стихи напечатали в университетском альманахе. Но куда больше интереса вызвали юмористические рассказы, опубликованные в период с 1956 по 1957 год. Правда, настоящую и безоговорочную любовь читателей он получил, когда в 1960 году вышел его добрый и смешной роман «Я, бабушка, Илико и Илларион».
По этому произведению в соавторстве с Г. Лордгипанидзе была создана театральная пьеса, обошедшая впоследствии чуть ли не все сцены СССР. Особенно запоминающимся в той постановке был блестящий дуэт молодого Сергея Юрского и Ефима Копеляна – старик Илико и Илларион. В 1962 году Тенгизом Абуладзе по этому роману был снят одноименный фильм, также получивший огромную популярность.
Далее последовали публикации других повестей и романов, сделавшие Нодара Думбадзе одним из самых выдающихся прозаиков второй половины ХХ века. Большинство его произведений, по отдельности и в сборниках, публиковались десятки раз. Помимо этого, вышло множество поэм, стихов и детских изданий.
Нодар Думбадзе признавал, что многим обязан своей матери. Она, окончившая русскую гимназию, привила ему любовь к русской литературе, и он на всю жизнь полюбил Пушкина, Некрасова, Маяковского. Кроме того, именно мать воспитала в нём высоту нравственных требований к самому себе. Так, на фоне общей радости и множества поздравлений по поводу успеха повести «Я, бабушка, Илико и Илларион», мать проявила удивительную сдержанность, а оставшись с сыном наедине сказала: «Можно перенести любую радость, любую боль, но труднее всего перенести славу и любовь народа».
Слова прозвучали как заклинание. И Нодар Думбадзе чурался популярности всю жизнь, оставаясь простым и близким для многих своих друзей. Вообще, будучи очень компанейским, он сторонился незнакомого многолюдья, не заседал в президиумах, редко появлялся на телеэкране и называл себя камерным человеком.
Нодар Думбадзе не из модных писателей, произведения которых нужно прочесть, чтобы чего доброго не спасовать при обсуждении в богемной компании современных литературных новинок. Его книги, скорее, из разряда тех, к которым возвращаешься вновь и вновь. Неважно десять лет прошло или двадцать с момента прочтения его последней книги… Они всё равно с тобой, потому что это уже не просто книги, а нравственный ориентир, маяк, который помогает плыть к берегу даже в самый сильный шторм.
Герои его произведений не праведники и положительные персонажи, а обыкновенные люди со своими слабостями, недостатками и достоинствами. И ведут они себя зачастую не сообразно общепринятой морали, а так, как подсказывает сердце. Поэтому о ком бы автор в своих произведениях ни рассказывал, кажется, что говорит он всё время о тебе самом. Почти все его произведения автобиографичные. Он присутствует везде, меняются только имена. В романе «Я, бабушка, Илико и Илларион» — Зурикела, в романе «Я вижу солнце» — это Сосойа, в знаменитом «Не бойся, мама» — Автандил, в «Законе вечности» — Бачана Рамишвили. И везде он предстает таким, каким и был на самом деле в жизни.
Друзья ценили в Нодаре Владимировиче больше всего человечность. Он был искренним в своих деяниях и никогда не врал. Нодар Думбадзе был предельно отрытым человеком. От близких и друзей у него не было никаких секретов. Он был особенным человеком. Люди его поколения были другие, материальными благами не интересовались. А свобода в творчестве – это воздух, без которого жить не представлялось возможным.
Читая «Я вижу солнце», «Я, бабушка, Илико и Илларион», «Солнечная ночь» и «Не бойся, мама», понимаешь, это мог написать только человек, лично переживший подобное. Все его произведения он так или иначе сначала «прожил» сам, оттого все они предельно реалистичны, и речь в них идет об общечеловеческих ценностях – добре, зле, предательстве, дружбе, любви, выдержке, терпении.
Роман «Белые флаги» имеет сюжет отличный от прочих произведений автора. Всё внимание он сосредотачивает на человеке по имени Заза, которому грозит тюремный срок за убийство. Его совершил другой человек, а Заза Накашидзе – «козёл отпущения», над которым нависла угроза незаслуженного наказания. Читатель находится под влиянием напряжённой атмосферы неопределенности: сможет ли герой найти правду?
И здесь помимо идеи борьбы со злом мы видим всё тот же мотив рассудочной доброты, свойственный всем произведениям Нодара Думбадзе: рассказам, романам и стихам. В своих сокамерниках Заза видит не просто преступников, совершивших проступки разной тяжести. В его суждении они — несчастные люди, сошедшие на «кривую дорожку» в силу разных обстоятельств либо под влиянием собственных слабостей. Белые флаги – небольшое произведение, но оно вобрало в себя многие вопросы и проблемы раздирающие современное общество.
Последний роман «Закон вечности» — это последнее слово Мастера, его завещание нам в борьбе добра со злом. Спокойно взирать на зло, по мнению героя романа, лежащего в больнице тяжелобольного Бачаны, может лишь человек с искусственным сердцем. Обращаясь к лечащему его врачу, он говорит: «Пока мы живы, мы должны подать друг другу руки, чтобы помочь нашим душам стать бессмертными…».
Жизненные невзгоды, потеря многих близких, в том числе и маленького сына, тяжёлая болезнь не смогли сломить духа писателя. Всегда благожелательный к людям, мягкий, отзывчивый к чужой беде, он мужественно встретил смерть
14 сентября 1984 в Тбилиси. 14 сентября 2009 года прах выдающегося грузинского писателя перезахоронили на Мтацминда в пантеоне писателей и общественных деятелей. Панихиду на могиле писателя отслужил Католикос-Патриарх всея Грузии Илиа Второй.
Книги Нодара Думбадзе полны жизнелюбием. Сколько раз читаешь, смотришь на экране, столько раз улыбаешься. Оттого, что талантливо и чистосердечно. Это мог написать только грузин и только о любимой им Грузии, потому это так хорошо читается и на русском и многих языках, потому что это общечеловечно. Его произведения прекрасны, а их герои встают перед читателями как живые! Мы много говорим сегодня об экологии, а экология души начинается с нравственной литературы.