литературный юбилей — 2023

литературный юбилей — 2023

23 апреля — 105 лет со дня рождения французского писателя Мориса Дрюона (1918-2009).

Сама жизнь выдающегося французского писателя похожа на большой авантюрный роман. Взлёты, падения, трагедии, революции, любовь, политические интриги — в его судьбе было всё. И ещё более литературным кажется то, что через всю жизнь он пронёс искреннюю любовь к России и мечту обязательно побывать в Оренбурге, откуда когда-то его предки эмигрировали во Францию.
Родился Дрюон в Париже 23 апреля 1918 года вскоре после переезда его родителей и других родственников из России. Поначалу жизнь на новом месте складывалась весьма неплохо. Отец Мориса довольно быстро нашёл себя в качестве актёра и делал успешные шаги на этом поприще. Поэтому настоящим громом среди ясного неба для семьи стало то, что в возрасте 21 года он неожиданно покончил с собой. Почему это случилось? Что пошло не так? Что его надломило? Ответы на эти вопросы до сих пор остаются тайной за семью печатями.
Отца Морису фактически заменил его дядя Лазарь Кессель. Он был успешным писателем, журналистом, и, конечно, оказал огромное влияние на племенника в выборе профессии. А ещё дядя с ранних лет рассказывал Дрюону о России, знакомил с русской культурой, литературой. Впоследствии писатель вспоминал, что наибольшее влияние на него оказали романы Льва Толстого. «Через его книги я открыл для себя такие уникальные литературные приёмы, о которых раньше не слышал и нигде не встречал», — вспоминал Дрюон.
Морис Дрюон и Лазарь Кессель были не просто близкими родственниками. Они стали друзьями, соратниками, коллегами, которые, впрочем, никогда не ревновали к успехам друг друга. Они вместе участвовали во французском движении Сопротивления и даже сочинили для этих отчаянных смельчаков, бросивших вызов фашистам, гимн «Песни партизан», который стал настоящим хитом во всей Европе.
Прослужив до конца войны в Эльзасе и Германии в качестве военного корреспондента, с приходом мирного времени неординарный и беспристрастный Дрюон решает полностью посвятить себя литературе. Его идеалом становиться Франция – её грандиозность, устои и язык, в уважении к которому в полной мере выражалось её величие. Писатель любил повторять: «Пока у нас есть великий и могучий французский язык, Франция остается великой».
И уже в 1946-м из под его пера выходит первый роман – «Последняя бригада», посвящённый событиям 1940 года. Однако ошеломительный успех и высшую для французского писателя награду – премию Гонкура – принесла ему изданная пару лет спустя книга «Знаменитые семейства», положившая начало трилогии «Конец людей» и показавшая реалистичную историю и нравы буржуазной Франции начала и середины прошлого столетия на примере нескольких поколений знатных французских семейств.
Со временем Морис начинает пробовать себя в разнообразных жанрах. В буквальном смысле слова не останавливаясь, он работает над «мифологическим» романом об Александре Македонском и двухтомными «Мемуарами Зевса». Далее переключается на детскую литературу, затем приступает к написанию эссе об истории и французском языке. А в 1955 году в свет выходит первый том «Проклятых королей».
В общей сложности на создание этой исторически-авантюрной семитомной эпопеи, переведённой на множество языков и прославившей автора далеко за пределами Франции, у писателя ушло 22 года. И что любопытно, затратив на написание первых шести томов всего лишь шесть лет, седьмой, заключительный готовился Дрюоном к изданию целых 16 лет. И хотя авантюрные похождения и дворцовые интриги, отражённые в романах, сложно назвать великой литературой, «Проклятые короли» всё же легко завоёвывали своих читателей.
Однако Франция была очарована не только интригующими историческими романами. На первый план непосредственно вышел и сам излучающий энергию и сияющий улыбкой Морис Дрюон. В 1966 году его избрали членом Французской академии, в стенах которой он непрестанно вёл борьбу за чистоту французского языка. Причем его довольно дерзкие высказывания зачастую становились началом непримиримых дискуссий.
К примеру, будучи противником англицизмов и неологизмов, писатель протестовал против употребления женского рода к различным профессиям, провоцируя тем самым настроенных решительным образом феминисток. «Слово «министр» не может быть женского рода», – язвительно констатировал он.
Сам же Морис в 1973 году принял предложение президента и возглавил Министерство культуры Франции. К слову, этот пост он занимал всего лишь год, а выйдя в отставку, неоднократно признавался знакомым, что к дверям его ведомства ходили люди с миской попрошайки в одной руке и коктейлем Молотова в другой. Правда, на этом его интерес к политике не закончился. В конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века Дрюон был депутатом Европейской парламентской ассамблеи и занимал пост президента Ассоциации лауреатов Гонкуровской премии.
Несмотря на это литератор до конца своих дней был ярым противником приёма женщин во Французскую академию. После того как впервые в 1980 году Маргерит Юрсенар стала её академиком, Морис произнёс слова, ставшие знаменитыми: «Скоро здесь будут заседать сорок женщин, которые будут заниматься вязанием во время сеансов». Однако ему всё прощали и любили, считая этого неординарного человека «хранителем» – будь то Франции, Академии или памяти генерала де Голля.
Морис Дрюон был уже всемирно известным писателем, когда впервые решился посетить Советский Союз. Страна, которую он во многом считал своей второй родиной и о которой так много слышал с самого раннего детства, тогда, в первый приезд произвела на него неоднозначное впечатление. Его искренне поразило, что его книги в СССР пользуются бешеной популярностью, переиздаются десятки раз миллионными тиражами. Но ещё больше его поразило то, что при всём этом его произведения являются весьма дефицитным товаром. Он даже не сразу поверил, что люди вынуждены собирать и сдавать макулатуру, чтобы иметь возможность заполучить его книгу. Но, несмотря ни на что, родина предков не испугала, не оттолкнула его, а, наоборот, захватила его душу ещё больше. «Я видел вашу страну и при Хрущёве, и при Брежневе, и при Горбачёве, и при Путине… Я видел вашу страну разной, но мне всегда было в ней интересно!» — вспоминал писатель.
Однажды вместе со своей супругой Мадлен Дрюон решился проехать до Москвы путём Наполеона: через Брест, Минск, Смоленск… Но чаще всего он бывал в Санкт-Петербурге, который пленил его своей атмосферой и духом великой русской литературы. И, конечно, Дрюон не мог не посетить Ясную Поляну, чтобы прикоснуться к истории писателя, который так много ему дал, столь многому научил.
Единственная мечта, которую он не то не смог осуществить, не то побоялся это сделать, — это поездка в Оренбург. Он решился на эту поездку, когда ему уже исполнилось 85 лет. Для писателя это был очень волнительный и важный шаг.
В Оренбург член Французской академии прибыл в сопровождении французских журналистов. Иностранные корреспонденты тогда особо не скрывали своего разочарования от города. Они ожидали увидеть другую картинку, другой антураж. Но было удивительно то, насколько растроган и умилён был сам писатель. Для него это стало возвращением в прошлое своих родителей, в детство, наполненное рассказами своего дяди об этих местах. А вот для Оренбурга приезд Дрюона стал большим событием. Писателя завалили подарками, сувенирами. Дрюон великодушно благодарил, но было видно, что все эти подношения для него особого значения не имеют. Гораздо ценнее и важнее для него оказалась сорванная украдкой веточка с дерева, которое выросло на месте его отчего дома. «Возможно, молодые меня не поймут, но для человека, который прожил почти век, посетить родные места, в которых ты по иронии судьбы по-настоящему никогда и не был, — это венец жизни!» — признался тогда писатель.
Консерватор, верный голлист, сторонник порядка и классик французской литературы Морис Дрюон скончался в своей парижской квартире, не дожив немногим более недели до своего 91-летия.

Нет комментариев.