литературный юбилей — 2022

литературный юбилей — 2022

8 декабря – 220 лет со дня рождения Александра Ивановича Одоевского, русского поэта (1802–1839).

Александр Иванович Одоевский одна из загадочных личностей в русской литературе, трагическая фигура в истории нашей Родины, удивительно обаятельный человек для современников и притягательный своим малочисленным творчеством для потомков.
Что мы знаем о нём? Был декабристом. Ответил на послание
А. С. Пушкина в Сибирь декабристам стихотворением «Струн вещих пламенные звуки», строки которого «Из искры возгорится пламя» были взяты на вооружение В.И. Ульяновым-Лениным…
А между тем, он происходил из самой родовитой дворянской семьи Одоевских. Князья Одоевские — Рюриковичи, один из наиболее известных и значимых русских княжеских родов, угасший в 1869 году.
Семья была большая, богатая, патриархальная по нравам, и жила она очень дружно. Александр был окружён вниманием и лаской. Жилось ему весело: впоследствии от матери он получил достаточное наследство в 1000 душ и один управлял ими. Он был «богат, счастлив, любим и уважаем всеми. Никогда никакого не имел неудовольствия ни по службе, ни в прочих отношениях его жизни». «И чего было мне желать?» — восклицал он с грустью в одном из своих показаний. Согласитесь, было что терять.
Александр Иванович получил основательное домашнее образование. Писать начал рано. Но при жизни было опубликовано одно единственное стихотворение «Сен-Бернар» (1831), посвящённое Наполеону и написанное в 29 лет. В печати Одоевский в это время почти не выступал, хотя творчество его было довольно интенсивным; по-видимому, это было связано с чрезвычайной требовательностью поэта к себе и особенностями его творческого процесса, в значительной мере носившего импровизаторский характер.
Он никогда не записывал своих стихотворений — сочинял их наизусть и читал вслух друзьям, прекрасно импровизируя. Одоевский был как Гомер: признавал только устное творчество. Обладая великолепной памятью, читал свои стихи (далеко не короткие) наизусть. И мы можем только благодарить его друзей-декабристов за бережное отношение к наследию «Первого поэта декабристов». Такое впечатление, что стихосложение давалось ему легко, и он не ставил его на первое место.
Александра готовили к гражданской карьере: в тринадцать лет он уже был записан канцеляристом в «Кабинет его величества». Но не об этом мечтал молодой Одоевский — он мечтал наполнять свою жизнь высоким смыслом. Недаром завидовал офицерам 1812 года, ещё совсем недавно вернувшимся в Россию из поверженной Франции! По примеру блестящих сынов 1812 года Александр Одоевский стал офицером: восемнадцатилетним юношей вступил в лейб-гвардии конный полк. Но очень скоро понял: на воинском поприще он, может быть, и добудет славу себе — себе, но не России.
Одоевский той поры — это красивый, весёлый, остроумный молодой человек. Он был всеобщим любимцем. Его приглашали в разные дома, знали: если будет Одоевский — не будет скуки. А ему самому было там скучно…
В 1825 году Одоевский дружески сблизился с Кюхельбекером, с которым и поселился даже вскоре на одной квартире. На квартире Одоевского переписывалась от руки комедия Александра Грибоедова «Горе от ума». Цензура запрещала её печатать, но в рукописи комедия быстро разошлась.
В период подготовки восстания Одоевский в курсе готовящихся событий; он активный участник ряда совещаний, но политические взгляды Одоевского не отличались ясностью и определённостью, однако революционный энтузиазм рылеевской группы Северного общества захватил и его.
14 декабря 1825 года на Сенатской площади он был среди самых активных участников восстания: его видели с пистолетом в руках — не простят ему потом этот пистолет! В жестоком приговоре Верховного суда — каторжные работы сроком на 15 лет — ему вменялось в вину следующее: «Участвовал в умысле бунта принятием в общество одного члена и лично действовал в мятеже с пистолетом в руках».
Во время заключения поэт пережил тяжелый душевный кризис, он даёт путанные показания, раскаивается, пишет покаянные письма. И только после прекращения допросов успокаивается.
В это время создаются следующие стихотворения:
Что мы, о боже? — В дом небесный,
Где сын твой ждёт земных гостей,
Ты нас ведёшь дорогой тесной,
Путем томительных скорбей,
Сквозь огнь несбыточных желаний!
Мы все приемлем час страданий
Как испытание твоё;
Но для чего, о бесконечный!
Вложил ты мысль разлуки вечной
В одноночное бытиё?

Утро
Рассвело, щебечут птицы
Под окном моей темницы;
Как на воле любо им!
Пред тюрьмой поют, порхают,
Ясный воздух рассекают
Резвым крылышком своим.
Птицы! Как вам петь не стыдно,
Вы смеётесь надо мной.
Ах! теперь мне всё завидно,
Даже то завидно мне,
Что и снег на сей стене,
Застилая камень мшистый,
Не совсем его покрыл.
Кто ж меня всего зарыл?
Выйду ли на воздух чистый —
Я, как дышат им, забыл.

Как все декабристы он отправляется в Сибирь. Несёт все тяготы ссылки. Читает лекции о русской литературе по несколько часов без записей, наизусть. И здесь расцветает его многообразное творчество.
Это и песни, и послания, и элегии, и «анакреонтические» стихотворения, и эпиграммы. Он пробует свои силы и в лиро-эпической поэзии. До нас дошла его поэма «Василько». Повседневные события жизни декабристов (переход в Петровский Завод, приезд невесты декабриста В. П. Ивашева), события европейского масштаба (июльская революция в Париже, польское восстание), стихи на смерть А. С. Грибоедова, княгине М. Н. Волконской – всему Одоевский отдаёт дань своей поэзией. Несмотря на трагизм личной жизни, поэт избегает мрачных тонов, его привлекают яркие, сочные краски: «колос золотой», «зелёное море родных полей», «лазурь струй», «яхонт неба», «камень ярко-белый», «солнечный мёд».
Прекрасную сыновью любовь пронёс через все годы А. И. Одоевский к своим родителям, что запечатлел и в стихах:
Всю жизнь, остаток прежних сил,
Теперь в одно я чувство слил,
В любовь к тебе, отец мой нежный,
Чьё сердце так ещё тепло,
Хотя печальное чело
Давно покрылось тучей снежной.

Проснётся ль тёмный свод небес,
Заговорит ли дальний лес
Иль золотой зашепчет колос —
В луне, в туманной выси гор,
Везде мне видится твой взор,
Везде мне слышится твой голос.

Когда ж об отчий твой порог
Пыль чуждую с иссохших ног
Стрясёт твой первенец-изгнанник,
Войдёт, растает весь в любовь,
И небо в душу примет вновь,
И на земле не будет странник?

Нет, не входить мне в отчий дом
И не молиться мне с отцом
Перед домашнею иконой;
Не утешать его седин,
Не быть мне от забот, кручин
Его младенцев обороной!

Это стихотворенеи было впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1841г., с подписью А.-ий, под заглавием: «Отцу». Вполне возможно, что это стихотворение и хлопоты влиятельных родственников способствовали переводу Одоевского рядовым в Кавказский корпус.
Сосланный Одоевский называл свои стихи «песнями из гроба».
В 1833—37 Александр Иванович находится на поселении (в Елани, затем в Ишиме). Отец часто и усердно хлопочет о милости государя к сыну.
В 1837 Одоевский был переведён в действующую армию на Кавказ рядовым Нижегородского драгунского полка. На Кавказе поэт попадает в среду ссыльных декабристов, а также встречается с Н. М. Сатиным, Н. П. Огаревым и
М. Ю. Лермонтовым, на которых личность Одоевского оказала глубокое влияние. Одоевский – непосредственный предшественник Лермонтова. Неудивительно, что и лучшую характеристику Александру Одоевскому дал Лермонтов в своем замечательном стихотворении «Памяти А.И. Одоевского».
Вместе с Лермонтовым Одоевский посетил могилу своего друга А. С. Грибоедова и навестил в Цинандали его вдову Нину Александровну и её отца князя А. Чавчавадзе. Стихи Одоевского «Два образа» и «Соловей и роза» стали отзвуком этих встреч. Молодую вдову он уподобил печально склоненной розе, тоскующей по песням соловья.
Грустными предчувствиями наполнено его стихотворение «Два образа»: «Что шаг – то гроб, на жизнь – ответной жизни нет…».
Как эпитафия звучат его стихи:
Кто был рождён для вдохновений
И мир в себе очаровал,
Но с юных лет пил желчь мучений
И в гробе заживо лежал;
Кто ядом облит был холодным
И с разрушительной тоской
Ещё пылал огнём бесплодным
И порывался в мир душой,
Но порывался из могилы —
Тот жил! Он духом был борец:
Он, искусив все жизни силы,
Стяжал страдальческий венец.

Он прожил эти коварные 37 лет. Умер в форте Лазаревский. Могила не сохранилась. Но в Лазаревском взморье, где, по словам Лермонтова, «судьба соединила так чудесно» немую степь, серебряные горы Кавказа и шумное море, есть могучий дуб. Он привольно раскинул свои ветви близ руин военного укрепления, сооруженного под пулями врага натруженной рукою русского солдата в первой половине XIX река. Под сенью дуба возвышается скромный памятник Александру Ивановичу Одоевскому. На постаменте его вещие слова: «Из искры возгорится пламя».

Нет комментариев.