литературный юбилей — 2022
14 ноября — 115 лет со дня рождения Астрид Анны Эмилии Линдгрен, шведской писательницы (1907– 2002).
Астрид Линдгрен – женщина с нелёгкой судьбой, женщина, к словам которой прислушивались самые высокопоставленные лица, женщина, которую знают все без исключения. А ещё она – мама Карлсона и многих других героев, известных каждому из нас с раннего детства.
Астрид Анна Эмилия Линдгрен (девичья фамилия – Эрикссон) родилась в Швеции, в Виммербю в простой крестьянской семье, в 1907 году.
Детство Астрид было безмятежным и абсолютно счастливым. Её окружали любящие родственники, близкие и друзья. Уютная атмосфера небольшого провинциального городка и красивая природа впоследствии стали источником вдохновения шведской сказочницы. Она была знакома с родным фольклором, мотивы которого также прослеживаются во всех её книгах.
В 18 лет Астрид Линдгрен родила сына Лассе от Акселя Блумберга, редактора «Виммербю». Аксель формально находился ещё в браке с Оливией Фролунд, и брак ещё был в стадии развода. Чтобы не скомпрометировать своего возлюбленного, Астрид пришлось уехать рожать в Данию (в Дании матерям-одиночкам в то время разрешалось рожать, не раскрывая имени биологического отца). Финансовые трудности вынудили Астрид оставить малыша в приёмной семье в Копенгагене.
Молодая мать переезжает в Стокгольм, где учится на секретаря, устраивается на работу по этой специальности, а с сыном видится лишь изредка. В 1928 году Астрид встретилась с Нильсом Линдгреном, за которого затем вышла замуж. Молодые смогли забрать сына Астрид к себе и дали ему фамилию мужа матери. В 1934 году у супругов родилась дочь Карин Ниман. В 1941 году семья поселилась в небольшой квартире у стокгольмского Васа-парка. Именно здесь писательница проживёт оставшиеся годы. Многое изменится в её жизни со временем, но место жительства останется неизменным.
С переездом на новую квартиру, Астрид посвящает себя ведению домашнего хозяйства и лишь время от времени подрабатывает секретарём. Она занимается детьми и сочиняет тексты для календарей, сказки для периодических изданий и описывает выдуманные путешествия. Ни последующая слава, ни хороший доход от публикации литературных произведений, не заставят писательницу переехать.
Однажды дочь Линдгрен, Карин, заболела воспалением лёгких. Любящая мать рассказывала ребёнку вымышленные забавные истории, пока в один из дней Карин не попросила поведать ей историю о маленькой девочке Пеппи. Пеппи Длинный чулок — имя вымышленного персонажа, которое придумала сама Карин, а мать подхватила идею дочери и с увлечением принялась на ходу сочинять истории про юную особу, не считавшуюся ни с какими условностями.
Именно с этого момента, пожалуй, начинается история всемирной славы и огромной читательской любви к произведениям Астрид Линдгрен.
Образ Пеппи, придуманный Линдгрен, в общих чертах соотносится с появившимися в 1930—40-х годах идеях в области детского воспитания и детской психологии. Астрид придерживалась взглядов на отношение к детям, максимально учитывающим мысли и чувства ребёнка и проявление уважения к ним со стороны взрослых. Новаторские взгляды писательницы оказали большое влияние на её творчество.
Астрид сочиняла все новые и новые истории о Пеппи к великому удовольствию дочери, и даже создала самодельную книгу с собственными иллюстрациями. Один из экземпляров этой рукописной книги Линдгрен отправляет в крупнейшее стокгольмское издательство «Бонниер».
Однако издательство отказалось от публикации.
Впрочем, Астрид Линдгрен не перестаёт писать и после отказа от «Бонниера». И в В 1944 году она принимает участие в конкурсе на лучшую книгу для девочек, объявленном небольшим шведским издательством «Рабен и Шёгрен». На этот раз Линдгрен сопутствует удача. И она получает вторую премию за повесть «Бритт-Мари изливает душу». А издательство подписывает с ней контракт на публикацию. В 1945 году писательнице предлагают должность редактора детской литературы в «Рабен и Шёгрен». Астрид принимает это предложение и до 1970 года, до самого выхода на пенсию, работает на этой должности.
Все произведения писательницы (около 80-ти) отныне выходят в этом издательстве. Написанные в самых разных жанрах, они снискали прижизненную славу Астрид Линдгрен и принесли процветание «Рабен и Шёгрен».
Истории об Эмиле из Лённеберги, Пеппи и Карлсоне, повести о Калле Блюмквисте и «Мио, мой Мио!», книги о детях из Бюллербю, сказки о «Крошке Нильсе Карлсоне», книги «Расмус-бродяга», «Братья Львиное Сердце», «Рони, дочь разбойника» и «Мадикен» – стали чрезвычайно популярны не только на родине писательницы, в Швеции, но по всему миру.
Шведский Королевский драматический театр в 1969 году поставил спектакль о Карлсоне на своей сцене. Успех был оглушительный. С тех пор постановки по произведениям Линдгрен не сходят со сцен театров всего мира. А в Советском Союзе, в Московском театре сатиры спектакль про «мужчину в самом расцвете сил» появился ещë в 1968 году, то есть раньше, чем в самой Швеции, и постановка популярна по сей день!
На родине писательницы снимаются фильмы и телесериалы по мотивам её книг. Художественный фильм о сыщике Калле Блюмквисте был показан во время рождественских праздников 1947 года. Затем последовали экранизации приключений озорной рыжей девчонки Пеппи.
Астрид Линдгрен, ставшая состоятельной женщиной, продолжала жить, как и прежде – скромно и размеренно, не забывая помогать окружающим. 1985 году она выступила против притеснения животных. В результате, несколько лет спустя был принят «Закон Линдгрен» о защите братьев наших меньших. Она никогда не упускала возможности выступить против насилия в семье, считая, что у взрослых, которых били в детстве, вырастают несчастные дети, и нужно разорвать этот порочный круг.
Ещё при жизни Линдгрен была удостоена самых высоких наград, включая медаль Ханса Кристиана Андерсена и Шведскую государственную премию по литературе.
Популярность Линдгрен была настолько высока, что в Швеции называли парки и площади в её честь. Журналисты старались узнать её мнение по любому вопросу – своего авторитета писательница не потеряла до глубокой старости.
28 марта 2002 года Астрид Линдгрен покинула это мир, но память о ней всегда будет жить в сердцах тех, кто знаком хотя бы с одним её произведением.