литературный юбилей — 2022

литературный юбилей — 2022

8 октября — 130 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, русской поэтессы (1892–1941).

8 октября родилась великая русская поэтесса, прозаик и переводчик Марина Ивановна Цветаева. Царица русской поэзии. Одинокий дух поэзии Серебряного века. Крупнейший поэт одной из крупнейших поэтических эпох. Так говорили о ней современники, и так считают миллионы её поклонников по всему миру. Она подарила нам проникновенную поэзию, её бессмертные стихи по душе тем, кто ценит искренность, непосредственность и правдивость.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Так писала сама Марина Цветаева о своём появлении на свет. Она родилась в Москве, в семье профессора Московского университета и талантливой пианистки. Отец Марины был директором Румянцевского музея и основателем Музея изобразительных искусств (теперь это Музей им. А.С. Пушкина). Домашний мир и быт её семьи были пронизаны постоянным интересом к искусству.
Писать стихи Марина начинает с шести лет, причём – сразу
по-русски, по-немецки и по-французски. Этому способствовала, конечно, атмосфера семьи и дома, где на книжных полках размещалась большая домашняя библиотека. Поэтому неудивительно, что у неё очень рано появилась
глубокая страсть – книги.
Книги в красном переплёте
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья.
Когда Марина Цветаева отдала в печать свою первую книгу «Вечерний альбом», ей только что исполнилось 18 лет. Любовь заполняет эту книгу, дышит ею, любовь к маме, сестре, к жизни — такой прекрасной и безоблачной.
Пусть я лишь стих в твоём альбоме,
Едва поющий, как родник;
(Ты стал мне лучшею из книг,
А их немало в старом доме!)
Пусть я лишь стебель, в светлый миг
Тобой, жалеющим, не смятый;
(Ты для меня цветник богатый,
Благоухающий цветник!)
Пусть так. Но вот в полуистоме
Ты над страничкою поник…
Ты вспомнишь всё… Ты сдержишь крик…
— Пусть я лишь стих в твоём альбоме!
1911 год, Крым, Коктебель…Марина в гостях у друга семьи – Максимилиана Волошина. Здесь она знакомится с человеком, ставшим впоследствии её мужем. Они были счастливы, прожили долгую жизнь и умерли в один день – так заканчиваются романтические истории. Марина Цветаева и Сергей Эфрон, появившиеся на свет в один день, были счастливы очень недолго, прожили короткую жизнь, а умерли в один год. Свою общую тайну они унесли с собой. И мы до сих пор пытаемся её разгадать.
А вначале всё было, как в сказке: на пустынном Коктебельском пляже 18-летняя Марина Цветаева увидела красивого юношу, перебиравшего гальку. Её поразили глаза юноши – огромные, серо-голубые, печальные. Она тут же загадала: если он отыщет и подарит ей сердолик – любимый её камень, то станет его женой. Из груды камней юноша извлек один-единственный – это был сердолик – и протянул Марине.
На вопрос, кто его невеста, Сергей с гордостью сообщил: «Это самая великая поэтесса в мире, зовут ее Марина Цветаева». «А на что же вы будете жить?» — допытывалась сестра. «Марина – стихами, я – прозой».
На вопрос, кто его невеста, Сергей с гордостью сообщил: «Это самая великая поэтесса в мире, зовут её Марина Цветаева». «А на что же вы будете жить?» — допытывалась сестра. «Марина – стихами, я – прозой».
Ему, любимому, другу, мужу, будут посвящены самые лучшие, самые проникновенные стихи о любви; о нём она напишет такие восхищенные строки: «Сережу я люблю бесконечно и навеки…Я постоянно дрожу над ним…Мы никогда не расстанемся. Наша встреча – чудо… Он мой родной на всю жизнь». Этот период был самым безмятежным в жизни Цветаевой и Эфрона. Только любовь и полное доверие друг к другу. И невозможность существования врозь.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности – жена, не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей
Две бездны.
Прошло пять лет безоблачного счастья, и грянули годы лихолетья, ставшие для Цветаевой непоправимо трагичными. Началась Первая мировая война, революция, гражданская война… Сергей Эфрон выбирает путь воина-белогвардейца: в 1915 году поступает братом милосердия в санитарный поезд, потом с остатками Добровольческой армии эмигрировал за границу.
Невероятные трудности выпали в это время на долю Цветаевой – она жена белого офицера в красной Москве. В это время у неё рождается вторая дочь, Ирина. Но судьба мужа туманна. Более четырех лет она не получала о нём никаких вестей. Страшные годы разрухи она переживала в одиночестве.Спасает Цветаеву только поэзия. Несмотря ни на что, она продолжает писать.
На кортике своём: Марина –
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
Я помню ночь и лик пресветлый
В аду солдатского вагона.
Я волосы гоню по ветру,
Я в ларчике храню погоны.
Но вскоре от голода умирает её 3-летняя дочь Ирина, теперь всю свою любовь и заботу она отдаёт своей старшей дочери Ариадне.
Лето 1921 г. Марина отправляется к друзьям – возможно, у них есть какие-нибудь известия о Сергее Эфроне. Если её ждет похоронка – она без раздумий последует за ним. Ничего уже не остановит: ни творчество, ни маленькая дочь. Она получает сообщение: Сергей жив и ждет её в Праге. Не раздумывая, она тотчас выезжает туда вместе с дочерью. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то, воссоединилась.
1 февраля 1925 г. у Марины Цветаевой и Сергея Эфрона рождается сын – Мур, полное имя – Георгий. С рождением сына для неё началась новая эра. Ему, Муру, умному, красивому, принадлежала её бесконечная, всепоглощающая любовь.
Ради него она жертвовала своим творчеством, дочерью. Он был её мечтой, её плотью, но с бесконечно чужой душой. Она любовалась им, а он был чёрств, неблагодарен, тяготился рано состарившейся матерью, всю жизнь прошедшей в мире слов, снов и увлечений – придуманных и реальных.
Жизнь в эмиграции была трудная и нищая. К материальным лишениям добавлялась тоска по Родине. Быстрее всех ощутил трагедию изгнания в эмиграции Сергей Эфрон. Разочарованный в белом движении, он как русский интеллигент стал в эмиграции активным участником «Союза возвращения на родину», мечтая вновь обрести чувство дома. Но он не мог знать одного – за ним давно наблюдает НКВД. О том, что муж стал тайным сотрудником этой организации, Марина и не подозревала.
А подросшая Ариадна стала лучшим другом отца, его соратником по «Союзу возвращения».
Выполняя задания НКВД, Эфрон мотался по Европе, пока
в 1937 г. не оказался в центре скандала. «Дело Эфрона» попадает во французскую полицию. Сергей с Ариадной скрывается в Союзе, им опасно оставаться не то, что во Франции – в Европе.
Цветаева, которой, как жене агента НКВД, русская эмиграция фактически объявила бойкот (её произведения сразу прекратили печатать, оставив без средств к существованию), собирается к ним с 13-летним Муром. Она должна находиться там, где Серёжа. На все вопросы о деятельности мужа она отвечает одно: «Он самый благородный человек на свете»:
Но в Москве беды посыпались как из решета. Марина узнала об аресте сестры Аси, потом – через два месяца после возвращения – по обвинению в шпионаже посадили дочь и мужа. Почти два года Цветаева безрезультатно пытается отстоять дорогих людей, забрасывая Кремль письмами на имена Сталина и Берии.
Целых восемь месяцев от хрупкого, истерзанного Сергея Эфрона, обвинённого в измене родине, палачи добивались подписи. Побоями, невозможными моральными издевательствами. А через 13 дней он отрёкся от показаний. До последней минуты этот подвижник будет стоять на своем.
Цветаева не ошиблась – в «роковые времена» её Сережа сумел подняться на ту высоту, на какую вознесла его когда-то её фантазия. Марина всю жизнь окликала Сергея, и оклик её до него всегда доходил. Где бы он ни был. Наверное, и в свой смертный час в провалах угасающего сознания Серёжа услышал и узнал голос своей жены.
В его лице я рыцарству верна, —
Все вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Началась Великая Отечественная война… Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Город Елабуга – последнее земное пристанище неукротимой души поэта. Марина Цветаева едет с сыном в эвакуацию, где остаётся один на один с одиночеством, с неразрешимыми проблемами, с неизвестностью о судьбе мужа и дочери.
Как-то, разбирая старые тетради, Марина нашла своё неотправленное письмо мужу – «если Бог сделает чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за Вами как собака». И теперь, 20 лет спустя, дописала: «Вот и пойду – как собака». Будто огласит себе смертный приговор.
Огонь её души погас окончательно. Никто не сумел и не захотел поддержать его. Погас огонь любви — перестали писаться стихи. Исчезли стихи — ослабла воля к жизни. Доведённая до полного отчаяния, покинутая всеми и убежавшая ото всех, Марина Цветаева 31 августа 1941 г. сводит счёты с жизнью. Ей не было еще и пятидесяти лет…
«Жизнь — вокзал, скоро уеду, куда — не скажу» – последняя запись в записной книжке. Сыну она оставила записку: «Прости меня, но дальше было бы хуже. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Но сын ничего не смог передать. Через 3 месяца после её гибели Сергей Эфрон был расстрелян, через полгода погиб на войне её сын Мур. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и была реабилитирована только в феврале 1955 г.
Могила Марины Цветаевой утеряна, обозначено лишь условное место на елабужском кладбище и поставлен памятник поэту. Но осталось её Слово, её Душа, её Поэзия.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

Нет комментариев.