литературный юбилей — 2022
25 сентября — 125 лет со дня рождения Уильяма Катберта Фолкнера, американского писателя, прозаика, лауреата Нобелевской премии по литературе (1897–1962).
25 сентября — день рождения известного американского писателя, ставшего кумиром целых поколений, – Уильяма Катберта Фолкнера. Он принадлежит к мастерам новой американской прозы XX века, которая стала известна в Европе с 20-х годов, а в 30-х годах получила мировое признание.
Шестидесяти четырёх лет хватило Фолкнеру для того, чтобы стать автором почти двух десятков романов, семи сборников короткой прозы, а также классиком мировой литературы и лауреатом Нобелевской и Пулитцеровской премии. Тем не менее, о судьбе писателя не так много известно, особенно тех фактов, которые касаются его личной и семейной жизни. Однако, закрытый образ существования не помешал ему стать творцом, который глубоко сопереживал судьбе человечества и мастерски излагал будоражившие его идеи в слова, признанные стать золотыми вовеки.
Будущий писатель был старшим из четырёх сыновей управляющего делами университета Марри Чарлза Фолкнера и Мод Фолкнер. В семье жило предание о прадеде Уильяма, в честь которого мальчик был назван. Тот мальчишкой ушёл из дома, в 14 лет уже работал в тюрьме, затем участвовал в Мексиканской войне, был плантатором, возглавил кавалерийский полк в войне Севера и Юга, а на склоне лет написал роман «Белая роза Мемфиса», пользовавшийся бешеным успехом у южан.
До школы Уильяма, застенчивого, замкнутого мальчика, учила читать мать, а в 13 лет он уже писал стихи, посвящённые Эстелл Олдхэм, девочке, в которую был влюблён. Школу Фолкнер не закончил и некоторое время работал в банке у своего деда.
Уильям не смог жениться на Эстелл из-за туманных финансовых перспектив, и, когда девушка в апреле 1918 г. вышла замуж за другого, «жизнь для него, — как выразился его брат Джон, — кончилась». Фолкнер хотел вступить добровольцем в армию, но ему отказали по причине малого роста. Тогда он вплотную занимается стихотворчеством.
В 1924 г. появляется его первый стихотворный сборник «Мраморный фавн», который практически не имел положительных отзывов. Более успешен в эти годы Фолкнер был в изобразительном искусстве.
Знакомый писатель посоветовал обратиться к прозе. Так американская литература обогатилась еще одним талантом.
Дебютное крупное произведение, роман «Солдатская награда» был ожидаемо забыт критиками и читателями. За ним последовали «Москиты» (1927) — сатирическое изображение нью-орлеанской богемы. Хотя ни первый, ни второй роман не привлёк внимания читателей, Фолкнер не отчаивается и пишет «Сарторис» (1929), ещё две работы, но, спустя три года с момента первой прозаической публикации, его имя всё же было воспринято литературой всерьёз. В 1929 г. в книжных магазинах появляется роман «Шум и ярость» — одно из важнейших произведений писателя.
Этот роман сделал его знаменитым, хотя только критики отзывались о нём положительно, а простые читатели с трудом воспринимали новаторские методы Фолкнера в прозе. Все следующие книги тоже были написаны не для рядовых почитателей прозы, поэтому часто писатель находился в финансовой яме.
Кстати, название романа «Шум и ярость» позаимствовано у Шекспира: «Жизнь – это история, рассказанная идиотом, наполненная шумом и яростью и не значащая ничего» («Макбет», акт V, сцена 5).
Всё это время Уильям Фолкнер продолжал встречаться с Эстелл Олдхэм, и после её развода в 1927 г. они поженились. У них родились две дочери: Алабама, которая умерла в 1931 г., и Джилл. Но брак, которого писатель ждал более 15 лет, оказался несчастливым.
Фолкнер написал свой следующий роман «На смертном одре» (1930) за шесть недель, работая в ночную смену на электростанции. В этой книге, состоящей из пятидесяти девяти внутренних монологов, рассказывается о путешествии бедной семьи южан Бандренов, которые везут тело миссис Бандрен в Джефферсон на кладбище. Хотя американский писатель Конрад Эйкен назвал этот роман «высшим пилотажем», «На смертном одре» продавался так же плохо, как и предыдущие книги писателя.
Оказавшись перед необходимостью содержать семью, Фолкнер решает написать, говоря его же словами, «историю, ужасней которой не придумаешь», — и через три недели появляется «Святилище» (1931), история молодой женщины, которая была изнасилована гангстером, после чего, по иронии судьбы, нашла прибежище в публичном доме в Мемфисе. Роман сразу же стал бестселлером. Несмотря на сенсационный характер, он произвёл впечатление на многих критиков, в том числе и на Андре Мальро, который заявил, что «Святилище» — это «греческая трагедия с детективным сюжетом».
Успех романа лишь временно решил финансовые проблемы писателя, поскольку спрос на книги в годы Великой депрессии резко упал; кроме того, романы Фолкнера не давали читателю возможности отвлечься от жизненных неурядиц. В поисках более прибыльной работы писатель совершил первую поездку в Голливуд в расчёте на экранизацию одного из своих рассказов. На протяжении ряда лет Фолкнер пишет киносценарии многих популярных фильмов.
Говорят, даже был такой случай. Однажды компания MGM предложила Уильяму Фолкнеру внушительную сумму денег за сценарий, но он не смог отправить им телеграмму со словом «Да» — ему не хватило пары центов.
Одновременно Фолкнер создаёт такие произведения, как «Пилон» (1934), «Авессалом, Авессалом!» (1936), «Дикие пальмы» (1939), «Деревушка» (1940), а также «Сойди, Моисей» и другие рассказы» (1942), куда вошел рассказ «Медведь», один из лучших в мировой литературе. Многие книги Фолкнера были переведены на французский язык и вызвали восторженные отклики ряда европейских писателей и критиков. Так, Жан Поль Сартр писал: «Фолкнер — это бог!».
В 1950 г. Ульяму Фолкнеру была присуждена Нобелевская премия «за его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа». Присуждение ему Нобелевской премии вызвало противоречивые отклики. Многие обвиняли писателя в чрезмерном увлечении темами расовой ненависти и насилия на американском Юге.
Однако, премией Альфреда Нобеля писатель не ограничился. В 1955 г. Уильям Фолкнер стал победителем Пулитцеровской премии за роман «Притча», а в 1962-м опубликовал роман «Похитители», который также принёс автору победу на конкурсе Джозефа Пулитцера 1963 года, но награда вручалась уже посмертно. Критики называли последний роман Фолкнера его главной работой. В нём снова была показана жизнь Юга США, на этот раз глазами мальчишки из аристократической семьи. Именно он видит, как меняется жизнь вокруг, как уходят былые времена и наступает пора джаза, скачек и дорогих автомобилей.
Романами «Город» (1957) и «Особняк» (1959) писатель подвел черту под историей семьи Сноупсов, которую он начал в 1940 г. в «Деревушке».
С 1957 г. и почти до самой смерти писатель ведёт семинары в университете штата Виргиния — положение writer in residence (т.е. писателя, получающего стипендию от университета) ещё больше повысило его репутацию и материальную обеспеченность. Признанный самым популярным американским писателем в Венесуэле, Фолкнер в 1961 г. принимает участие в праздновании 150-летней годовщины этой страны.
В следующем году Фолкнер начал писать свою последнюю книгу «Похитители». 17 июня 1962 г. он упал с лошади, а несколько недель спустя, 6 июля, приехав в санаторий в Байхелиа (штат Миссисипи), скончался от тромбоза.
Литературная слава Фолкнера продолжает неуклонно расти и после его смерти. По словам одного из критиков, «работая в одиночестве, в бескрайней культурной пустыне Миссисипи, Фолкнер сумел создать оазис для своего ума и сад для своего творчества, — сад, который писатель возделывал с такой любовью, что и в наши дни он продолжает питать воображение образованных людей во всём цивилизованном мире».