литературный юбилей — 2022

литературный юбилей — 2022

20 августа — 90 лет со дня рождения Василия Павловича Аксёнова, русского писателя, драматурга и сценариста (1932–2009).

20 августа родился известный русский писатель-«шестидесятник», мастер исповедальной прозы Василий Павлович Аксёнов, автор 23 романов, кумир нескольких поколений. «Его читали и читают, ему подражали и подражают, и именно Аксёнову удалось определить стиль целого поколения – тех, кого называли «внутренними эмигрантами» — так сказала об одном из самых читаемых в мире русских писателей Зоя Богуславская.

Василий Аксёнов родился в Казани. Павел Владимирович Аксёнов, отец писателя, был партийным работником, Евгения Соломоновна Гинзбург, его мать, — журналисткой, заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария». Васе не было ещё и 5 лет, когда его мать (а вскоре и отца) репрессировали с конфискацией имущества. Военная коллегия Верховного суда обвиняла Евгению Гинзбург в поддержке троцкистов и террористической деятельности. Евгения Соломоновна провела 10 лет в Бутырке, Ярославском политизоляторе и лагерях Колымы. Дальше последовали 8 лет ссылки.
Органы не разрешили бабушкам оставить маленького Васю у себя. Мальчика отправили в детский дом, где содержались дети осуждённых по «политическим» статьям. К счастью, одному из родственников через год удалось высвободить мальчишку из спецучреждения. В 1947 г. Евгения Гинзбург была освобождена из лагеря и оставлена в ссылке в Магадане. Журналистке удалось добиться приезда сына для встречи с ней на Колыме.
В 1975 г. Василий Аксёнов, уже будучи известным писателем, расскажет о своих магаданских воспоминаниях в автобиографическом произведении «Ожог». А Гинзбург опишет в мемуарах под названием «Крутой маршрут» драматические подробности своей жизни в тюрьмах и станет одной из первых писательниц, рассказавших о сталинских репрессиях и лагерях.
В 1956 г. Василий Аксёнов получил диплом врача, окончив Первый Ленинградский мединститут. Его, пусть и молодого, но уже хорошего специалиста, распределяли в самые неблагополучные места: карантинным врачом на Крайний Север, потом — в Карелию, затем — в туберкулёзную больницу в Москве.
В 1958 г. начались первые литературные опыты Аксёнова: в «Юности» опубликовали его «Факелы и дороги» и «Полторы врачебных единицы». Через два года выходит повесть Аксёнова о врачах «Коллеги», которая пользовалась большим успехом и положила начало так называемой «молодёжной прозы». Именно в связи с «Коллегами» впервые появилось выражение «шестидесятники», которое теперь практически утратило «авторство» и стало обозначением целого поколения и эпохи.
Главный успех принёс Аксёнову роман «Звёздный билет», который вышел в той же «Юности». Его героями стали молодые люди из поколения «фестиваля молодежи и студентов», которое в комсомольской печати получило кличку «стиляги».
Оба романа были написаны в исповедальной манере и в языковом отношении опирались на молодёжный сленг начала 1960-х.
Аксёнов принимает решение попрощаться с медициной и пишет свои известные романы «Пора, мой друг, пора», повесть «Апельсины из Марокко», сборники рассказов «Катапульта», «На полпути к Луне».
С годами творчество и общественная деятельность Аксёнова становятся всё более «антисоветскими». Весной 1966 г. несколько десятков человек, в числе которых был и Аксёнов, попытались устроить демонстрацию на Красной площади. Все были задержаны дружинниками. Далее Аксёнов несколько раз и письменно, и устно выступил в защиту диссидентов. За это ему был вынесен выговор с занесением в личное дело. Так распорядилось Московское отделение Союза писателей СССР.
Со временем позиция Аксёнова стала отрицательно сказываться на публикации его произведений. Чтобы заработать, он занимался переводами иностранных авторов. В конце 70-х годов произведения писателя активно публикуются в США, что ещё больше насторожило советские власти по отношению к Аксёнову.
В 1979 г. Василий Аксёнов, Андрей Битов, Виктор Ерофеев, Фазиль Искандер и Белла Ахмадулина стали авторами бесцензурного альманаха «Метрополь». Естественно, издали его организаторы не на родине, а в США. После чего двух литераторов исключили из Союза писателей, а Василий Аксёнов в знак протеста ушёл из него сам.
Через год Аксёнов вместе с женой был лишен советского гражданства. В Штатах он преподавал русскую литературу в нескольких университетах. Там наконец-то были опубликованы запрещённые в Союзе «Золотая наша Железка», «Ожог» и др.
Надо сказать, что вынужденная эмиграция ничуть не уменьшила вдохновения и творческой активности автора. Аксёнов создал романы «Бумажный пейзаж», «Скажи изюм», «В поисках грустного бэби», несколько сборников рассказов, в том числе посвящённых жизни в Америке эмигрантов из СССР. Мировую известность принесла ему антиутопия «Остров Крым». Со временем Аксёнов даже стал писать по-английски: так, роман «Желток яйца» писатель лишь впоследствии перевёл на русский.
Визитной карточкой писателя стала его знаменитая «Московская сага», полюбившаяся многим по экранизации с Юрием Соломиным, Инной Чуриковой и Александром Балуевым в главных ролях.
Его произведения, наполненные духом свободомыслия, трогательные и жёсткие, порой ирреальные, мало кого оставляли равнодушным. Реакция читателей зачастую диаметрально противоположна — шок или восторг.
В 1990 г. Василию Аксёнову было возвращено советское гражданство. Писатель стал очень часто бывать на родине, ратовал за демократические изменения. Но всё же домой он не вернулся окончательно: с начала 2000-х он поселился во Франции и лишь некоторое время проводил в Москве.
Роман о шестидесятниках «Таинственная страсть» стал последним законченным произведением писателя и лёг в основу 13-серийного фильма.
Скончался писатель на родине. В январе 2008 г. у Василия Павловича случился инсульт, в НИИ имени Склифосовского ему удалили тромб в сонной артерии. К сожалению, в дальнейшем возникли другие осложнения. Похоронили Василия Аксёнова на Ваганьковском кладбище.
«Аксёнов всегда был модным. Ему удалось то, о чём мечтают все писатели, — перешагнуть границу поколений. Он покорил всех — и романтических читателей журнала «Юность», и бородатых диссидентов, и сегодняшнюю Россию», — писал о нём Александр Генис.

Нет комментариев.