литературный юбилей — 2022

литературный юбилей — 2022

10 августа — 110 лет со дня рождения Жоржи Леал Амаду ди Фария, бразильского писателя (1912– 2001).

Жоржи Амаду — уроженец северо-восточного штата Бразилии — Байя. После школы он работал наборщиком в типографии, а затем стал газетным репортёром. Некоторое время он учился в университете Рио-де-Жанейро, но из-за недостатка средств вынужден был оставить его.
Первый роман Ж. Амаду «Страна карнавала» (1931) был опубликован, когда автору исполнилось 19 лет. В 30-е годы книги Амаду уже привлекают всеобщее внимание. Произведения, написанные в 40-е и 50-е годы, сделали имя Жоржи Амаду известным далеко за пределами его родины.
Наряду с литературной деятельностью Жоржи Амаду принимал активное участие в общественной жизни Бразилии. В середине 30-х годов он включился в движение национально-освободительного альянса — массовой демократической организации, созданной по инициативе коммунистической партии. За это писатель подвергся преследованию со стороны фашистского правительства Варгаса. Он был арестован, книги его были запрещены.
В 1938 г. Жоржи Амаду вынужден был уехать из Бразилии. И в дальнейшем он неоднократно испытывал на себе тяжёлую руку реакции. Но ни жестокие преследования, ни годы изгнания не поколебали его убеждений.
Жоржи Амаду был болшим другом Советского Союза. Он хорошо знал русскую классическую и советскую литературу. На протяжении всей жизни он принимал активное участие в борьбе за мир, являлся членом Бюро Всемирного Совета Мира. В 1951 г. ему была присуждена Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами».
Ранние книги Жоржи Амаду — романы «Какао» (1933), «Пот» (1934), «Жубиабо» (1935) — социально-критические произведения, посвященные актуальным вопросам бразильской действительности. Написанные с позиций критического реализма, эти книги разоблачали социальное зло, вскрывали язвы и пороки бразильской действительности. Но вместе с этим они не содержали чёткой положительной программы, не указывали выхода из социальных противоречий. В смысле художественном им не хватало ярких обобщающих образов. Нередко автор злоупотреблял натуралистическими описаниями.
В таком же стиле были написаны и два последующих романа Амаду — «Мертвое море» (1936) и «Песчаные капитаны» (1937).
Сближение с национально-освободительным движением и коммунистической партией оказало благотворное влияние на писателя. Уже с позиций социалистического, а не критического реализма он пишет в 40-е годы книги, в которых достигает вершин мастерства. Первой среди них была книга «Рыцарь надежды. Жизнь Луиса Карлоса Престеса» (1942). Её героем является генеральный секретарь Бразильской компартии Престес, ещё при жизни ставший легендарной фигурой. Книга рассказывает не только о выдающейся деятельности революционного борца, но и рисует широкую картину жизни Бразилии на протяжении двух десятилетий. «Жизнь Престеса» проникнута революционной романтикой.
Вслед за книгой о Престесе Ж. Амаду пишет роман «Бескрайние земли»(1943). События, описываемые в романе, развертываются в самом начале XX в. в штате Байя, где прошли детские и юношеские годы писателя. Центральная тема романа — борьба за землю, в которую оказывается втянутым чуть ли не всё население штата.
Роман «Земля золотых плодов» (1944) является непосредственным продолжением «Бескрайних земель». В нём изображается жизнь «края какао» в 30-е годы. Встречаем мы и некоторых персонажей, которые фигурировали в «Бескрайних землях». Если в «Бескрайних землях» рисовалась борьба за землю между полуфеодальными кликами «полковников», то теперь в этой борьбе начинает принимать участие иностранный капитал.
Роман «Красные всходы» (1946) посвящён судьбам бразильского крестьянства. В центре внимания писателя находится семья Жеронимо, которую хозяин прогоняет с арендованного ею участка земли. Вынужденные покинуть родные места, люди в поисках работы направляются в другой штат.
Неимоверные страдания выпадают на их долю. Их дорога лежит через полупустыню, в которой редко встречается жилище человека. Путники страдают от жажды и голода, от палящего зноя. Ядовитые кустарники не могут служить пищей животным. В воздухе кружат птицы урубу, питающиеся падалью, а на сожжённой солнцем земле шипят ядовитые змеи. Тяжёлое путешествие истощает силы людей, гибнут дети и взрослые. Глава семьи, старый Жеронимо, умирает. Остальные добираются до новых мест. Но там они находят ту же эксплуатацию, тот же голод. Где же выход из заколдованного круга нищеты, как избавиться от угнетения?
Во второй книге романа, озаглавленной «Путями надежды», рисуются разные судьбы людей, пытавшихся найти дорогу к лучшей жизни. Автор рассказывает историю трех сыновей старого Жеронимо.
Символично само название романа. Красные всходы поднимаются и растут в бразильском народном движении, красные всходы революции.
Роман «Подполье свободы» (1954) по сравнению с предшествующими книгами — произведение более широкого плана. Задуманный как первая часть трилогии под названием «Каменная стена», роман охватывает период с 1917 по 1940 г. В «Подполье свободы» изображаются город и деревня, рабочие и крестьяне, буржуазия и интеллигенция. Часто меняется место действия. То это второй по величине город Бразилии Сан-Пауло, то полупустынная зона — сертан. Из Бразилии действие иногда переносится в Испанию и Францию.
Автор показывает людей, которые правят Бразилией. Здесь фигурируют бразильский диктатор Жетулио Варгас, министры, дипломаты, политические деятели. Но за этими людьми стоят настоящие правители Бразилии, её некоронованные короли — бразильские и иностранные капиталисты.
Писателю удалось создать замечательные образы коммунистов, мужественных людей, убеждённых в правоте своего дела. Вынужденные уйти в глубокое подполье, коммунисты продолжают самоотверженную борьбу против фашистской диктатуры.
Начиная с романа «Габриэла» (1958) в творчестве Жоржи Амаду наступает новый период. Он создаёт произведения, полные бунтарства против буржуазной морали, застойной рутинной жизни. Им он противопоставляет романтически приподнятые образы ремесленников, рыбаков, бродяг — людей, олицетворяющих бразильский народ.
В «Старых моряках» рассказываются две истории порта Байя. В первой части — «Необычайной кончине Кинкаса Сгинь Вода» (1959) — всеми уважаемый Жоакии Соарес да Кунья, человек из хорошей семьи, образцовый чиновник налоговой конторы штата, совершенно неожиданно для окружающих покидает дом, семью и начинает скитаться где попало, пьянствовать в дешёвых кабаках. Ему становится невмоготу жизнь, которую он вёл раньше. Поэтому он порывает с ней, и вместо Жоакина Соареса да Кунья появляется бродяга Кинкас Сгинь Вода, король босяков.
Во второй части — «Чистая правда о сомнительных приключениях капитана дальнего плавания Васко Москозо де Араган» (1961) — появляется фигура фантазёра Васко Москозо де Араган, в жизни обыкновенного коммерсанта, а в своих фантазиях — капитана дальнего плавания, совершающего удивительные, романтические подвиги на море.
В «Пастырях ночи» (1964) центральная роль принадлежит таким же весёлым бродягам, как Кинкас Сгинь Вода, романтику Курио, Капралу Мартину, негру Массу, Жезуино Бешеному Петуху. Бедняки строят жалкие хижины на пустующем участке. Полиция сносит их, а они снова строят. Собственник участка пытается изгнать поселившихся людей. Но бедняки остаются жить на холме, как жили, несмотря ни на что.
Последний роман писателя — «Донья Флор и её два мужа» — изображает народную жизнь портового города, его быт и нравы. Одновременно подвергается сатирическому осмеянию мелкая и средняя буржуазия.
Во всех этих произведениях много красочных, живописных зарисовок народного быта, празднеств, обрядовых игр, танцев. В реалистическую ткань повествования прочно входит фольклорная и романтическая струя. Жоржи Амаду использует предания, легенды, создаёт романтические образы, чем-то напоминающие бунтарей раннего Горького.

Нет комментариев.