литературный юбилей — 2022
26 июня — 100 лет со дня рождения Юрия Яковлевича Яковлева, советского писателя и сценариста (1922–1995).
Юрий Яковлевич Яковлев – замечательный детский писатель, сценарист, автор многих интересных сюжетов детского киножурнала «Ералаш», сценариев к мультфильмам и детским фильмам. Кто из нас не помнит мультфильм о белом медвежонке Умке? «Спят твои соседи – белые медведи, спи скорей и ты, малыш…» Знаменитая «Колыбельная медведицы» написана Юрием Яковлевым. Как и сценарий этого прелестного мультфильма, который в нашей стране любим очень многими… Мы помним его книги «А Воробьев стекло не выбивал», «Где начинается небо», «У человека должна быть собака», «Кепка-невидимка», «Неприкосновенный запас» и другие. По его сценариям снято много фильмов, популярных в 1970–1990-е годы.
«Есть жизни, – писал Юрий Яковлев, – похожие на коптилки: они долго теплятся, дают мало света и наполняют округу дымом и копотью. Но есть жизни – звёзды, которые вспыхивают ненадолго, но своим горением делают мир удивительным». Такой была жизнь самого Юрия Яковлева, чьи книги – как те огни из рассказа «Последний фейерверк», вслед за которыми летят и летят сердца читателей. И становятся сильнее, добрее и справедливее.
Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия Ховкин) родился 26 июня 1922 года в Ленинграде, в семье служащего. Ещё будучи школьником, он принимал участие в различных литературных кружках, активно работал в Доме пионеров, писал стихи, которые часто появлялись в стенной газете.
В 1940 году, окончив среднюю школу, Юрий был призван в армию. Через год началась война, и он 6 лет прослужил солдатом. Яковлев оборонял Москву от налётов фашистских самолётов, был ранен.
С детства и до последних дней он был привязан к матери. Она погибла летом 1942 года во время блокады от голода. Последний раз юноша видел её в 1940 году у воинского эшелона: «Каждый день моего детства был связан с мамой. Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда была рядом. Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути тёплое, незамерзающее течение. В последний раз я видел маму на запасных путях московского вокзала, у воинского эшелона. Я был подстрижен под машинку, но форму ещё не получил. Это было в ноябре 1940 года, за полгода до начала войны. Мне было тогда восемнадцать лет. Мама погибла во время блокады Ленинграда, летом 1942 года. Я был далеко от Ленинграда. Моя младшая сестра осталась одна». Матери посвящена поэма в прозе «Сердце Земли». Она заканчивается так: «Я глажу траву Пискарёвского кладбища. Я ищу сердце матери. Оно не может истлеть. Оно стало сердцем Земли».
«Война превратила мои детские упражнения стихами в страсть. Я почувствовал, как велика сила поэзии, когда она вплотную соприкасается с жизнью. Писал стихи, когда удавалось и где удавалось. Чаще ночью, при свете коптилки, сделанной из снарядной гильзы. Иногда пристраивался рядом с сапожником в его крохотной землянке. Всю войну был активным военкором газеты «Тревога». В газете часто печатались мои стихи, и очерки, и материалы о боевом опыте зенитчиков. Война вывела на ближние подступы к литературе». Война дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления.
Поступать в Литературный институт писатель Юрий Яковлев пришёл в шинели, после демобилизации, представив приёмной комиссии стихи, созданные на фронте. Писать его учил сам Лев Кассиль. И не только учил, был наставником писательского отношения к жизни. Как признавался впоследствии Яковлев, Кассиль был больше, чем учитель и больше, чем друг. «Институт окончил в 1952 году, уже будучи автором нескольких книг, членом Союза писателей». Дипломной работой его была поэма. Вступал в литературу как автор стихотворных книг для детей.
Юрий Яковлевич был журналистом, много ездил по стране, писал очерки. Общение с людьми сделало будущего писателя зорким, чутким к малейшим движениям человеческого сердца, сострадательным и мудрым.
«В 1960 году в «Огоньке» появился мой первый рассказ «Станция Мальчики». Это был переходный момент в моей творческой жизни. Так стал прозаиком. Нет, я не изменил поэзии. Поэтические образы перекочевали из стихов в рассказы, а ритмы стихов сменили ритмы прозы». В его «прозаической» судьбе большую роль сыграли газета «Известия» и журнал «Огонёк». Юрий Яковлевич сотрудничал с литературным клубом «Бригантина» 74 московской школы, в котором выступал со своими новыми рассказами. Это общение давало писателю уверенность, что он знает своих героев, понимает подростков, их духовный мир, движения, жесты, своеобразный ребячий язык. Став уже убеждённым прозаиком, побывал за рубежом: в Турции, во Франции, в Англии и Италии.
У него были хорошие учителя в литературе — Гайдар, Паустовский, Фраерман. Особенно любил Яковлев повесть Фраермана «Дикая собака Динго». В традиции советской «героической» детской литературы Юрий Яковлев развивает идеи и приёмы Аркадия Гайдара и Юрия Сотника; ряд образов и сюжетов прозы Яковлева впоследствии воспроизвёл Владислав Крапивин. Книги Яковлева – это своеобразные учебники жизни. Основные темы – школьный быт детей, война, дружба между людьми, доброе отношение к животным, чувство благодарности и любовь к матери. Основные идеи его прозы – благородство, верность избранному ориентиру, осмысленность существования. Рассказы этого автора проникают в сердце, затрагивают душу и заставляют переосмыслить свои поступки и поведение. Без нотаций и поучений. Юрий Яковлев как-то сказал, что «главным признаком хорошей книжки для детей является её воздействие не только на маленького, но и на взрослого читателя». Это определение относится в большей степени и ко многим рассказам самого Ю. Яковлева.
Всю свою жизнь писатель Юрий Яковлев занимался поиском героев для своих произведений. И находил их совсем рядом, и они помогали ему удивительными судьбами. Когда-то рассказали ему о своем сыне старые артисты – о маленьком ленинградском Гавроше. Так появились фильм и повесть «Был настоящим трубачом». В одной из повестей Юрий Яковлев описал подлинную историю юных танцовщиков Ленинградского дворца пионеров, которые вместе со своим учителем поехали из блокадного Ленинграда на фронт. Воспитанники А. Обранта рассказали, как юные танцоры приехали с учителем на фронт и выступали перед солдатами – показали около трёх тысяч концертов. Так появилась повесть «Балерина политотдела» и художественный фильм «Мы смерти смотрели в лицо». Основой повести «Девушка из Бреста» и художественного фильма «Колыбельная для мужчин» послужила жизнь К. И. Шаликовой — героини войны. Повесть и сценарий к фильму «Дочь командира» помогли написать юные защитники Брестской крепости.
Юрий Яковлев не мог не рассказывать о войне. Она осталась в памяти и отзывалась эхом.
Писатель с детства очень любил животных, поэтому в его творчестве много рассказов о братьях наших меньших. В его доме всегда были четвероногие любимцы — собаки, кошки. Очень много у писателя произведений о взаимоотношениях человека и животных, есть особый цикл рассказов о животных «Вдвоём с собакой», «Мой верный Шмель», «Умка», «Я иду за носорогом», «Багульник» и др. Цель Ю. Яковлева — пробудить добрые чувства в сердце ребёнка. Кто любит животных, тот не может быть плохим человеком — такой вывод делает автор. Он решительно проводит прямую линию от отношения человека к живой природе, к его характеру и душевным качествам. Писатель уверен, что доброта по отношению к живому существу и мужество — понятия одного ряда.
В конце своей жизни он написал совершенно новое для себя произведение — «Мистерия. Страсти по четырём девочкам», посвящённое Тане Савичевой, Анне Франк, Сасаки Садако и Саманте Смит. Каждая повесть читается на одном дыхании. Сегодня, когда уже несколько поколений растёт в полном неведении истории, неплохо было бы напомнить подросткам о героинях этих книг. В мистерии есть и отрывки из дневников девочек, и их мысленные диалоги с традиционными персонажами мистерии Арлекином и Пьеро, которые время от времени снимают маски и оказываются обыкновенными мальчишками — нашими современниками. Временами, когда хочется особенно подчеркнуть какую-нибудь важную мысль, писатель и сам становится действующим лицом мистерии.
Большое место в жизни Яковлева занимал кинематограф. Он был членом редколлегии киножурнала «Фитиль», членом худсовета студии «Союзмультфильм». Автор сценариев игровых и анимационных фильмов: «Умка» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Зимородок» (1972), «Был настоящим трубачом» (1973), «Верный друг Санчо» (1974), «У меня есть лев» (1975), «Колыбельная для мужчин» (1976), «Девочка, хочешь сниматься в кино?», «Три весёлые смены» (1977), «Мы смерти смотрели в лицо» (1980), «Родился я в Сибири» (1982), «Семеро солдатиков» (1982), «Площадь Восстания» (1985).
Почти сорок лет он сотрудничал с журналом «Мурзилка». За это время в «Мурзилке» опубликовано 55 рассказов и статей Юрия Яковлевича. За 30 с лишним лет вышло несколько десятков повестей и рассказов. В 1972 году Яковлева наградили орденом Красного Знамени, в 1985 – орденом Отечественной войны II степени. В 1983 за сценарий фильма «Семеро солдатиков» получил Государственную премию СССР.
В 1982 вышла книга Яковлев Ю. «Немного о себе»: «Есть вещи, которые на первый взгляд не кажутся стоящими в одном ряду. Любовь к родной природе, к земле, ко всему живому, что пробивает себе путь к жизни, эта любовь кажется очень далёкой от войны, от подвигов, от смерти. Но добро должно быть сильным, мужественным, оно должно быть под надёжной защитой — только тогда оно победит и восторжествует. Вот почему мои рассказы о войне, и рассказы о детях, и рассказы о четвероногих друзьях стоят в одном ряду, дополняют друг друга и служат одному делу. Когда смотрю на большую, могучую реку, меня всегда интересует робкий, едва заметный ручеёк, который даёт ей начало. После долгих раздумий я пришёл к простой истине, что любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся ему от матери».
Умер Юрий Яковлевич Яковлев в Москве 29 декабря 1995 года. Похоронен на Даниловском кладбище. «Нет ничего страшнее в мире, чем забвение. Забвение — ржавчина памяти, она разъедает самое дорогое», — писал Юрий Яковлев. Да, забвение — страшная вещь, особенно для писателя. Но ещё есть такой фактор, как время. Оно отсеивает все конъюнктурное, несущественное. И оставляет истинные ценности. Если писателю есть что сказать, его будут слушать во все времена. Благодаря настоящему незаурядному литературному таланту книги, написанные Яковлевым, легко читаются, их герои вызывают искреннее сочувствие у читателя, а захватывающий сюжет до сих пор привлекает внимание любителей качественной детской литературы.
https://www.youtube.com/watch?v=iu8Aj51TJHI