литературный юбилей — 2022
28 мая — 145 лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина, русского поэта (1877–1932).
Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
28 мая родился известный русский поэт, переводчик, литературный критик и художник Максимилиан Александрович Волошин (настоящая его фамилия — Кириенко-Волошин). На поэтической карте Серебряного века он занимает особое место – знаменитый и вместе с тем несправедливо забытый. Поэту выпала доля жить в годы больших социальных катаклизмов — гражданская и первая мировая войны, революция. Его впечатления о путешествиях между Киевом, Москвой, Петербургом, Парижем, о встречах и дружбе с поэтами и художниками можно найти в его стихах, акварелях, воспоминаниях. В них отразилось не только время, но и его отношение к этому времени.
Будущий поэт родился в Киеве в семье коллежского советника, его предки по отцу были запорожскими казаками. Предки матери были обрусевшими немцами. Как вспоминал сам поэт, он был «продуктом смешанных кровей (немецкой, русской, итало-греческой)».
В четыре года мальчик потерял отца и воспитывался матерью. До 16-ти лет жил в Москве, учился в гимназии, начал писать стихи, занимался переводами Гейне. В 1893 г. Максимилиан с матерью переезжает в Крым. В его жизни впервые появляются Феодосия с её генуэзскими крепостями и турецкими развалинами, и Коктебель. Именно с Коктебелем будет связана вся жизнь поэта – об этом позаботилась сама природа: одна из гор Карадага поразительно похожа на профиль Волошина. Об этом в 1918 г. он писал:
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
В 1897 г. Максимилиан оканчивает Феодосийскую гимназию и вновь возвращается в Москву. Молодой человек мечтал учиться на историко-филологическом отделении, но по семейной традиции (отец был юристом), юноша поступает на юридический факультет Московского университета. В студенческие годы он втянулся в революционную деятельность — был причастен к состоявшейся в феврале 1900 года Всероссийской студенческой забастовке. В результате этого, а также за склонность к агитациям и «отрицательное миросозерцание» Максимилиан был отстранён от занятий.
Для того чтобы избежать худших последствий, он отправился на строительство железной дороги. Волошин этот период позднее называл «решающим моментом», определившим его дальнейшую духовную жизнь. Активное приобщение Максимилиана к достижениям интеллектуальной и художественной культуры Западной Европы с первых путешествий его становится жизненной целью поэта. Он побывал в Италии, Франции, Греции, Швейцарии, Германии, Австро-Венгрии. В особенности его притягивал Париж. Именно в нём он видел центр европейской, а значит, и всеобщей духовной жизни.
В 1903 г. поэт возвращается в Россию, знакомится с Валерием Брюсовым, Александром Блоком, Андреем Белым. В это же время Волошин обретает литературное имя: появляются его первые статьи, стихи, первый сборник. Всего Волошин написал 36 статей о русской литературе, 35 — о французском и русском театре, 28 — о французской литературе, 49 — о событиях французской культурной жизни. В них были утверждены и провозглашены художественные принципы модернизма. Универсальная одарённость, доброта, остроумие и колоритная внешность: «львиная грива – греческая голова… босиком… и… не хитон, а балахон» (Марина Цветаева), сделали Волошина особенно популярной личностью среди интеллектуалов «серебряного века». В «Коктебель к Волошину» съезжались многие поэты, философы, художники.
И был повергнут я судьбой
В кипящий горн страстей народных —
В сей град, что горькою звездой
Упал на узел токов водных.
В 1905 г. Волошин увлекается буддизмом, оккультизмом, масонством, католичеством… Это увлечение связано со знакомством с художницей Маргаритой Сабашниковой, занимавшейся оккультизмом и теософией и оказавшей огромное влияние на поэта и на его увлечение этими течениями. Это знакомство заканчивается браком, который вскоре распался — девушка влюбилась в другого поэта — Вячеслава Иванова.
Второй супругой Волошина стала фельдшер Мария Степанова, ухаживавшая за престарелой матерью Максимилиана.
В 1909 г. Волошин становится инициатором и соавтором самой громкой литературной мистификации в России: она связана с молодой поэтессой Елизаветой Дмитриевой, которой он придумал псевдоним «Черубина де Габриак». Под этим именем Дмитриева стала посылать стихи в журнал «Аполлон» и получила огромный успех. В письмах и телефонных разговорах с редактором журнала Сергеем Маковским она сообщала только, что она юная девушка из католической семьи. Мистификация продлилась всего 3 месяца, затем «Черубину» разоблачили.
Известный поэт Николай Гумилёв, который был с ней лично знаком, цинично о ней отозвался при Волошине, и получил от великого миротворца пощёчину. Так состоялась вторая в истории литературы дуэль на Чёрной речке — той самой, где в Пушкина стрелял Дантес. Однако судьба сберегла тогда двух знаменитых поэтов. Пистолет Волошина дал осечку. Гумилёв выстрелил мимо (может быть, в воздух). Волошин хотел выстрелить ещё раз, но пистолет заклинило. Суд приговорил Гумилёва к неделе ареста, а Волошина — к одному дню.
По воспоминаниям многих его знакомых, Волошин обладал экстрасенсорными способностями. Марина Цветаева рассказывала (правда, с чужих слов), что у Волошина в момент сильного напряжения из концов пальцев и концов волос вылетали искры, от них однажды даже загорелась занавеска. А как-то раз он потушил пожар в подвале мановением руки. Но есть и объективные свидетельства: например, от прикосновения руки Волошина у людей проходила боль. Екатерина Бальмонт, жена Константина Бальмонта, рассказывала, что «у Макса есть магнетическая сила, он наложением рук излечивал нервные боли, что и многие мои знакомые испытывали на себе».
Волошин был поистине человек разносторонних дарований — поэт, переводчик, критик, искусствовед, наконец, художник. Интересное сочетание в поэте литературного мастерства и дара рисования тянется ещё со времён Пушкина и Лермонтова, но Волошин не просто увлекался, он был настоящим профессиональным художником. Особенную страсть Максимилиан питал к акварелям, на которых он воссоздавал родной Крым. Его работы — это дневник земли. «Художник должен перестрадать землёй, которую пишет, пережить историю каждой долины её, каждого холма, каждого залива», — утверждал Волошин.
Октябрьскую революцию Волошин принимает как историческую неизбежность: испытание, посланное России. Революция и гражданская война способствовали ещё одному серьезному превращению Волошина: он повернулся душой и помыслами к России. Главным образом его стихотворений этого периода становится Родина-мать, российская Богоматерь, свирепая и неприкаянная Русь.
Из крови, пролитой в боях,
Из праха обращённых в прах,
Из мук казнённых поколений,
Из душ, крестившихся в крови,
Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений —
Возникнет праведная Русь.
Я за неё за всю молюсь
И верю замыслам предвечным:
Её куют ударом мечным,
Она мостится на костях,
Она святится в ярых битвах,
На жгучих строится мощах,
В безумных плавится молитвах.
После революции Максимилиан Волошин окончательно осел в Коктебеле, в доме, построенном его матерью. Здесь он создал множество акварелей, сложившихся в его «Коктебельскую сюиту». Он часто подписывает свои акварели: «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы» (о Луне); «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»; «В шафранных сумерках лиловые холмы»… Эти надписи дают некоторое представление об акварелях художника — поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое.
«Стих остаётся для меня единственной возможностью выражения мыслей», – писал Волошин. Его самыми значимыми произведениями стали венки сонетов «Лунария» и «Звёздная корона». Произведения состояли из 15 сонетов: каждый стих главного сонета был первым и одновременно замыкающим в остальных четырнадцати, образуя тем самым венок. В поэзии Максимилиана Александровича глубокое наличие философского прозрения, некоторые мысли поэта относят к пророческим.
В 1926 г. поэт практически отходит от литературной деятельности: занимается написанием акварелей и картин, участвует в художественных выставках в Москве, Ленинграде, Феодосии, Одессе, Харькове.
Дом в Коктебеле, при помощи второй жены поэта, Волошин превращает в дом писателей и художников. Там бывали Максим Горький, Михаил Булгаков, Марина Цветаева, Андрей Белый, Александр Грин, Альберт Бенуа, Кузьма Петров-Водкин и многие другие. В 1931 г., за год до смерти, Волошин завещает дом Союзу писателей.
Поэт умер от воспаления лёгких в Коктебеле 11 августа 1932 года. Похоронен, по его же просьбе, на самой высокой горе коктебельской бухты – холме Кучук-Енишар.