литературный юбилей — 2022
27 мая — 85 лет со дня рождения Андрея Георгиевича Битова, русского писателя и поэта (1937– 2018).
Андрей Георгиевич Битов родился в Ленинграде, на Петроградской стороне. Отец — архитектор. Мать — юрист. Брат Олег — известный советский журналист-международник. По собственному признанию, по национальности черкес в пятом поколении.
После блокадной зимы 1941-42 был вывезен в эвакуацию на Урал и в Ташкент. По возвращении из эвакуации жил в Ленинграде. Окончил геологоразведочный факультет Ленинградского горного института, служил в армии, работал буровым мастером в геологических экспедициях.
Писать начал в 1956г. В 1960г. в альманахе “Молодой Ленинград” были опубликованы первые рассказы. Первый сборник рассказов “Большой шар” вышел в свет в начале хрущёвской кампании по борьбе с абстракционизмом в искусстве. Особенно сурово партийная критика осудила рассказ “Жены нет дома” “за чрезмерную приниженность и растерянность героев”.
В 1965г. Битов вступает в Союз писателей СССР. В 1967г. заканчивает Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР.
В 1979г. Битов становится одним из авторов и составителей бесцензурного литературного альманаха «Метрополь», вышедшего в СССР в самиздате, а затем опубликованного в США. После этого писатель был лишён возможности публиковаться в СССР до 1985г. В это время его произведения печатаются в Европе и США, переводятся па иностранные языки. Новые публикации на родине стали появляться в конце 1980-х годов.
Перестройка открыла новые возможности. Заграница, лекции, симпозиумы, общественная, в том числе правозащитная, деятельность. В 1988 году Андрей Битов участвовал в создании российского Пен-клуба, с 1989 преподавал в Литературном институте им. М. Горького, был избран президентом русского ПЕН-центра, являлся вице-президентом международной ассоциации «Мир культуры». В 1991 году был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ» (Битов, Ахмадулина, Алешковский, Жванецкий).
В 1992г. Андрей Битов становится кавалером Ордена искусства и литературы Франции. В 1997 году быд удостоен Государственной премии РФ.
Битовский герой — человек, который не может отождествлять себя с действительностью, но по причинам не идеологическим, а из-за чувства изолированности и одиночества. Житейская реальность вызывает у героя Битова скуку или удивление и неготовность. Это влияет и на жанр произведения.
С 1960 по 1983 год Битовым написано 7 произведений, поcвящённых реальным путешествиям автора в Среднюю Азию, Башкирию, на Север, в Армению, в Грузию («Книга путешествий», 1986).
Цель своих странствий Битов определяет в стихотворении, завершающем «Книгу путешествий»: «Пускайся в путь — и в нём себя настигни».
Особенно большой известностью пользовались «Уроки Армении» и «Грузинский альбом». Описывая природу, обычаи, трагическую историю Армении, автор фиксирует не этнографические подробности, а обстоятельства, способствовавшие внутренним изменениям, произошедшим с ним как с художником.
Действие «Грузинского альбома», на самом деле происходит не только в Грузии, но и в послевоенном Ленинграде, в поезде “Москва — Ленинград” и т. п.
Писатель подчёркивал: Грузия является для него не географическим понятием, а местом, благоприятным для свободного жизненного выбора, духовно освоенным пространством, которое художник может увезти с собой.
«Поток сознания», опробованный Битовым как литературный приём в ранних произведениях, оформляется в «Уроках Армении» и «Грузинском альбоме» в поток художнического сознания с присущей ему повествовательной свободой. Жанровой особенностью этого приема становится отказ автора от последовательного изображения событий, свойственный как европейской, так и русской традиции жанра путешествия.
Особенностью стиля произведений Битова является, по словам Веры Пановой, «острая мысль, художническая зоркость».
Важной темой для писателя стала тема взаимоотношения человека и природы. Саморазрушение человека Битов считал причиной разрушения окружающей среды. Вспомните замечательный фильм в постановке Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Фильм назывался «Заповедник», главную роль такого человека сыграл Олег Даль. За размышлениями писателя о современности встают вечные вопросы человеческого существования.
В конце 80-х годов многие критики упрекали писателя в отсутствии социальных тем. Однодневные темы его мало интересовали.
Он старался глубоко художественно осмыслить российскую историю ХХ века в романе «Пушкинский дом».
В 1987г. роман был опубликован в СССР в журнале «Новый мир» и в течение этого года получил 3 международные премии: Андрея Белого (Ленинград), премию за лучшую иностранную книгу года (Франция) и Пушкинскую премию (ФРГ). В «Пушкинском доме» воплощён художественный принцип, сформулированный Битовым по отношению к роману как жанру: «В романе неизбежны отношения автора с героем и набегающим текстом».
В центре романа жизнь современного молодого филолога Льва, потомка дворянского рода. Дед Лёвы был репрессирован, отец отрёкся от деда ради спокойствия и карьеры. Внутреннюю основу сюжета составляют взаимоотношения героя с реальностью, движение времени сквозь человеческую судьбу, превращающее отдельную личность в человеческий тип. Атмосфера тайного семейного предательства, наложила отпечаток на его научную деятельность, на всю его жизнь — к такому выводу приходит автор в первой части романа. Но Битов видит и более глубокую причину конформизма и отсутствия нравственных принципов и причина заключается в «единственном способе не задаваться вопросом» о том, что вокруг происходит.
Роман отличает новая для Битова структура текста. Автор постепенно выстраивает перед читателем не только характеры героев, но и сам текст. Авторская мысль, психологизм, нарушение хронологии, авторский комментарий к происходящему является самостоятельной сюжетной линией, определяет строение романа.
Русская литература в романе — часть действительности — житейской и романной — предстает в «Пушкинском доме». Объясняя название романа — «И русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия,— все это, так или иначе, Пушкинский дом без его курчавого постояльца», — Битов пишет о невозможности жить в Пушкинском доме без Пушкина, воспринимаемого им как средоточие жизненной силы.
Реальность, от которой безвозвратно отделён герой романа. Лёва Одоевцев живёт в эпоху разрыва связи поколений, когда «культура остаётся только в виде памятников, контурами которых служит разрушение». Этим свойством времени определяется типичность героя.
Сочинения А. Битова переводились почти на все европейские языки.
Умер Андрей Битов 3 декабря 2018 года в Бауманской больнице в Москве от сердечной недостаточности. Урна с прахом писателя захоронена на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге.