литературный юбилей — 2022

литературный юбилей — 2022

16 мая — 135 лет со дня рождения Игоря Васильевича Северянина, русского поэта(1887–1941).

Россия начала XX века, обуреваемая революционными страстями и раздираемая идеологическими и социальными противоречиями, подарила миру Серебряный век — период, когда поэзия была полна эмоций, символов и пророчеств. Много поэтических звёзд сияло на небосводе Серебряного века. Одна из них — Игорь Северянин (настоящая фамилия – Лотарёв), день рождения которого мы отмечаем 16 мая. В его биографии не было резких поворотов и судьбоносных переломов. Жизнь поэта можно сравнить с широкой дорогой, по которой он шёл в поисках собственного стиля, восхищая музыкальностью лирики.
Будущий поэт начал писать стихи ещё в детстве, но долго не мог добиться признания — поэтические сборники, которые он издавал за свой счёт, не замечали ни публика, ни специалисты. Известность к нему пришла, когда он выбрал для себя псевдоним Игорь-Северянин. Именно так, через дефис, автор его писал. По мнению Северянина, оно стало знаком рождения поэта, своеобразным талисманом.
Стать знаменитым ему помог крайне отрицательный отзыв Льва Толстого. Когда классику в Ясной Поляне показали одну из брошюр Северянина, то Толстой высказался крайне резко. Эти слова попали в прессу и привлекли к поэту внимание. После чего, говоря его словами, всероссийская пресса подняла вой и дикое улюлюканье, чем и сделала его сразу известным на всю страну… «С легкой руки Толстого… меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, — в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие», — вспоминал позднее поэт.
Как бы то ни было, Северянин вошёл в моду. Валерий Брюсов, тогдашний поэтический мэтр, написал ему дружеское письмо, одобрив брошюру «Электрические стихи». Другой мэтр символизма, Фёдор Сологуб, принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина «Громокипящий кубок», сопроводив его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину триолет, начинавшийся строкой «Восходит новая звезда».
Успех нарастал. Игорь Северянин основал собственное литературное направление — эгофутуризм. Он провозгласил: так как природа создала всех людей эгоистами, надо развивать и культивировать в себе это качество.
Начавшаяся первая мировая война, пусть и не сразу, сменила общественные интересы, сместила акценты. Сначала поэт даже приветствовал войну, собирался вести поклонников «на Берлин», но быстро понял ужас происходящего и опять углубился в личные переживания, заполняя дальше дневник своей души.
В восприятии современников имя Игоря Северянина часто ассоциировалось с книгой «Ананасы в шампанском». Через 8 лет после её выхода одна из почитательниц таланта поэта даже подала ему на десерт ананасы в шампанском.
Зимой 1918 г. в Политехническом музее в Москве прошли выборы «короля поэтов». По итогам голосования, это звание получил Игорь Северянин, вице-королём стал Владимир Маяковский. Это был пик славы Игоря Северянина, за которой впоследствии ему пришлось изведать безграничную печаль изгнанника.
Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королём поэтов
На зависть нудной мошкаре.
Через несколько дней «король» уехал с семьей на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции. Живя вдали от России, поэт обратился к работе над мемуарами, совершал гастрольные поездки в Париж, Берлин, Белград, Прагу и другие города.
В 20-е годы он естественно держится вне политики, (называет себя не эмигрантом, а дачником) и вместо политических выступлений против Советской власти пишет памфлеты против высших эмигрантских кругов. Эмигрантам нужна была другая поэзия и другие поэты.
В 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе «Соловей». Северянин пробует себя в довольно редком жанре — автобиографических романах в стихах – один за другим выходят «Падучая стремнина», «Роса оранжевого часа» и «Колокола собора чувств».
В 1931 г. вышел новый, и без сомнения выдающийся, сборник стихов «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930 гг. Состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов «Адриатика» Северянин издал за свой счёт и сам же пытался распространять его. Поэт признаётся, что «издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю».
В последние годы жизни поэта мучила ностальгия. 23 года прожил Игорь Северянин без родины, но до конца жизни его не покидала надежда вернуться. Поэт мыслями возвращался в свою прославленную молодость, вспоминал потерянную им Россию:
Я мечтаю, что Небо от бед
Избавленье даст русскому краю.
Оттого что я – русский поэт,
Оттого я по-русски мечтаю!
Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике помещены его строки:
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Любовь к родине, лёгкость и песенная певучесть стиха – качества, определяющие цельность творческого пути Игоря Северянина. И пусть возвращение поэта в нашу литературу задержалось, без его творчества трудно представить достаточно полно поэзию Серебряного века.

Нет комментариев.