литературный юбилей — 2022
10 апреля — 85 лет со дня рождения Беллы Ахатовны Ахмадулиной, русской поэтессы, писательницы и переводчицы (1937–2010).
10 апреля — день рождения известной русской поэтессы и переводчицы Беллы Ахатовны Ахмадулиной, одного из крупнейших лирических поэтов второй половины XX века. Её строки покорили миллионы сердец и на веки вписали её имя в историю русской культуры. Она называла свою поэзию «маленькой музыкой». Музыкой, которая лилась по струнам души, затрагивая самые отдалённые её закоулки и заставляя сердце щемить в груди. Музыкой, которая стала неотъемлемой частью любимых советским народом фильмов «Ирония судьбы, или с Лёгким паром», «Жестокий романс», «Служебный роман».
Белла Ахмадулина ворвалась в русскую литературу на рубеже 1950–1960-х годов, словно теплый весенний ветер в период «оттепели». Вместе с новым поколением поэтов — так называемых «шестидесятников» — Андреем Вознесенским, Робертом Рождественским, Евгением Евтушенко и Булатом Окуджавой она сыграла огромную роль в возрождении общественного самосознания. Именно Ахмадулиной в числе немногих выпала честь стать рупором интеллигенции и не дать прерваться цепочке традиций отечественной словесности, заложенных ещё А.С. Пушкиным.
Интересный факт. Ахмадулина появилась на свет ровно через сто лет после гибели Александра Сергеевича Пушкина и скончалась через сто лет после кончины Льва Николаевича Толстого.
Будущая поэтесса родилась в семье крупного государственного служащего и переводчицы, сотрудницы КГБ. В ней смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Родители Беллы были занятыми людьми, воспитанием девочки занималась бабушка. Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя и Пушкина.
О своем имени поэтесса рассказывала, что в 30-е годы её мать была большой поклонницей Испании и хотела, чтобы её дочь носила испанское имя. По-испански её имя звучит Изабель, но она больше любила, когда её называют просто Белла.
Когда началась Великая Отечественная война, бабушка увезла Беллу в эвакуацию: Самара, Уфа, Казань… В Уфе девочка чуть не погибла — болела корью долго и безнадёжно.
Первые её стихи появились в школьные годы, тогда же она стала посещать занятия столичного Литобъединения. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через два года поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Однако Белла не отчаивалась и планировала связать свою жизнь с литературой, хотя родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть дочь журналисткой.
Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959 г., когда в СССР грянул скандал с присуждением Борису Пастернаку Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это (официально — за несданный экзамен по марксизму-ленинизму) она была отчислена из вуза. Ей удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор газеты, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт, который она с отличием окончила.
Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 г. появился её дебютный поэтический сборник «Струна». Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский. Вместе с ними Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения. Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех. Хотя и критиков было немало — поэтессу упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.
Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. «Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица… Она завораживала. В её поведении даже искусственность становилась естественной. Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…», — так писал о ней Е. Евтушенко. Искренняя, проникновенная интонация, артистизм самого облика поэтессы определяли своеобразие её исполнительской манеры. Позднее, в 1970-е годы, Ахмадулина говорила об обманчивой лёгкости этих выступлений: «По грани роковой, по острию каната».
Не уделяй мне много времени,
вопросов мне не задавай.
Глазами добрыми и верными
руки моей не задевай.
Не проходи весной по лужицам,
по следу следа моего.
Я знаю — снова не получится
из этой встречи ничего.
Ты думаешь, что я из гордости
хожу, с тобою не дружу?
Я не из гордости — из горести
так прямо голову держу.
Правда, своё самое знаменитое стихотворение «По улице моей который год…» Белла написала еще в 1959 г., когда ей было всего 22 года. Впоследствии Микаэл Таривердиев напишет к этим стихам дивную музыку, и этот романс прозвучит в культовом советском фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!», проникновенность которого неизменно вызывает самые пронзительные чувства у слушателей.
В 1964 г. Белла Ахатовна стала киноактрисой, снявшись в фильме «Живёт такой парень» Василия Шукшина, где сыграла роль журналистки. Эта кинолента на Каннском фестивале была удостоена премии «Золотого Льва». Потом последовала ещё одна киноработа – в фильме «Спорт, спорт, спорт», где она прочла свои знаменитые строки: «Ты человек! Ты баловень природы…».
А вскоре вышел ещё один сборник стихотворений Ахмадулиной – «Уроки музыки». Затем последовали: «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (1989). Последний был удостоен Государственной премии СССР. Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы.
Пришла и говорю: как нынешнему снегу
легко лететь с небес в угоду февралю,
так мне в угоду вам легко взойти на сцену.
Не верьте мне, когда я это говорю.
О, мне не привыкать, мне не впервой, не внове
взять в кожу, как ожог, вниманье ваших глаз.
Мой голос, словно снег, вам упадает в ноги,
и он умрёт, как снег, и обратится в грязь…
В 1970 годы Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии». Она переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.
Я столько раз была мертва
иль думала, что умираю,
что я безгрешный лист мараю,
когда пишу на нём слова.
Меня терзали жизнь, нужда,
страх поутру, что всё сначала.
Но Грузия меня всегда
звала к себе и выручала.
До чудных слёз любви в зрачках
и по причине неизвестной,
о, как, когда б вы знали, — как
меня любил тот край прелестный…
Интересный факт. Ия Саввина, которая озвучила Пятачка в мультфильме про Винни-Пуха, взяла его образ с Беллы Ахмадулиной. После выхода мультфильма на экраны между актрисой и поэтессой состоялся телефонный разговор, в котором Ахмадулина в ироничной и шутливой форме поблагодарила Ию Саввину за то, что та подложила ей «свинью».
Белла Ахмадулина всегда была объектом любви и восхищения. О своей прошлой личной жизни поэтесса распространяться не любила. «Любовь и есть отсутствие былого», – написала она как-то в одном из стихотворений. Однако её бывшие мужья, на всю жизнь сохранившие восхищение, сами рассказали о былых отношениях в своих дневниках и воспоминаниях.
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой —
всё на беду, всё на виду,
всё в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна — среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль — моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль — моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько…
Первым мужем Ахмадулиной стал Евгений Евтушенко. Вместе они прожили лишь 3 года.
Затем она вышла замуж за известного писателя Юрия Нагибина, но и этому браку не суждено было длиться долго. Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.
Очень коротким и гражданским был её брак с сыном известного писателя Кайсына Кулиева – Эльдаром. Но именно в этом браке родилась вторая дочь Елизавета.
В 1974 г. Белла Ахмадулина познакомилась с художником, скульптором и театральным художником Борисом Мессерером. Они прожили вместе более тридцати лет.
Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.
Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии», поэтом, чей «стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы; синтаксис – вязкий и гипнотический – в значительной мере продукт её подлинного голоса».
В 1979 г. поэтесса становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Она не раз поддерживала опальных советских авторов-диссидентов: Владимира Войновича, Льва Копелова, Андрея Сахарова, Георгия Владимирова. Поэтесса публиковала заявления в их защиту в «Нью-Йорк Таймс», её выступления передавались по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». Она участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре в 1988 г.
Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжёлыми — поэтесса болела. Она умерла вечером 29 ноября 2010г. на руках у мужа. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
В мае 2012 г. в память об Ахмадулиной и с учётом её итальянских корней по инициативе Бориса Мессерера учреждена российско-итальянская премия «Белла» для молодых поэтов.
А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу иль восхожу
К высокой степени безумства.
Как ты любил, ты пригубил
Погибели, не в этом дело!
Как ты любил, ты погубил,
Но погубил так неумело.
Так напоследок я скажу…
Работу малую висок
Еще вершит, но пали руки
И стайкою наискосок
Уходят запахи и звуки.
А напоследок я скажу:
Прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу иль восхожу
К высокой степени безумства.
Так напоследок я скажу…