литературный юбилей — 2022
1 апреля исполняется 100 лет известному детскому писателю Сергею Петровичу Алексееву, для которого историческое прошлое нашей Родины стало главной темой творчества. Взрослое поколение хорошо помнит рассказы Алексеева. Это «История крепостного мальчика», «Рассказы о Суворове и русских солдатах», книги о гражданской войне и декабристах, о знаменитых полководцах: Кутузове, маршалах Жукове, Рокоссовском, Коневе, «Идёт война народная» – о солдатах Великой Отечественной войны. Просто, правдиво и увлекательно – об историческом прошлом России, о знаменательных событиях, решающих битвах и парадах, о героических подвигах русских людей в годы Великой Отечественной войны. О храбрости, честности, мужестве и патриотизме, о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. В его повестях и рассказах непостижимым образом стирались грани времени, что делало историю близкой, понятной, интересной. «Азбукой патриотизма» назвал книги Сергея Алексеева известный критик Игорь Мотяшов. Биография Сергея Петровича Алексеева необычна. Многое из того, что довелось ему увидеть и пережить, нашло потом отражение в его исторических книгах: война, победа, лишения и потери, горести и радости. Ведь он жил и мужал вместе с историей своей страны, её народом, который станет главным героем его произведений.
Он родился 1 апреля 1922 года на Украине, в городке Плискове недалеко от г. Винницы. Родители Сергея, врач Пётр Сергеевич Алексеев и медсестра Елена Александровна Ганшина, познакомились на фронте во время Первой мировой войны. Вскоре они поженились, и у них родился сын Сергей. Детство будущего писателя было свободным и радостным – родители предоставили ему возможность самому выбирать себе друзей и игры. Читать, писать, считать Сергей научился дома. Когда мальчику исполнилось 9 лет, родители отправили сына на учёбу к родственнице в Воронеж, так как в Плискове были только украинская и еврейская начальные школы. Мальчик сразу пошёл во второй класс, поскольку уже умел читать, писать и считать.
Однако большая часть школьных лет для Алексеева связана с Москвой, куда родители отправили Сережу учиться. Здесь он жил в Васнецовском переулке в семье из пятерых тётушек, сестёр Елены Александровны. Своих семей у них не было, и они с удовольствием принялись за воспитание племянника. Семейство Ганшиных было совершенно удивительным и много дало юному Сергею. В семье была большая богатая библиотека на русском и других языках, которой могли пользоваться все желающие в определённые для этого часы.
В дружной и дружелюбной семье царил культ книги, интеллектуального труда, порядка, уважения друг к другу, строгой организованности, ответственности за каждый свой поступок. На этой основе воспитывались в мальчике понимание свободы и собственного достоинства. Он должен был соблюдать строгий режим: подъем, завтрак, занятия в школе, прогулка, уроки, сон – всё по расписанию. Приходилось мириться и с железной дисциплиной, и с довольно чувствительными наказаниями за её нарушения. Наказания были самыми разными, от лишения скупых развлечений до запрета надевать любимые «взрослые» брюки. Провинившегося племянника тетки переставали водить в театр, на спектакли Таирова, которые ему особенно нравились. Лишали почти всего. «Поэтому когда я пошел в армию, тамошняя дисциплина показалась мне раем, – признался как-то Алексеев. – Сейчас я, конечно, благодарен теткам, но тогда…» Тогда он только и мечтал: скорее бы летние каникулы. Скорее бы в Плисков, к друзьям и неограниченной свободе.
В школе Серёжа был старательным учеником. По своему характеру он просто не умел быть в стороне от школьных дел, касалось ли дело спорта, учёбы, выпуска стенной газеты или организации школьного вечера. В школе он особенно увлёкся историей, которая казалась заманчивой, таинственной и великой, как небо. В старших классах школы у Сергея Алексеева появилось новое увлечение: он записался в аэроклуб и знакомился с летательными аппаратами, техникой лётного дела. «Я долго не мог определить, что из этого мне интереснее. Это – как две руки у человека, как два крыла у птицы». Родители Сергея хотели, чтобы их сын стал врачом, но по пути родителей-врачей он не пошёл. Впрочем, не пошёл он и по пути, который наметили для него тётушки, видевшие его школьное влечение к истории – они прочили ему будущее учёного-историка. Получив удостоверение об окончании аэроклуба, Сергей Алексеев выбрал небо и поступил в авиационное училище в г. Поставы Западной Белоруссии. После тётиного воспитания воинская дисциплина ничуть не была в тягость Алексееву, ему даже казалось, что военный режим мягче, чем домашний режим тётушек.
Летом 1941 года курсанты авиационного училища выехали в полевой учебный лагерь на одном из западных военных аэродромов у самой границы. 22 июня 1941 года фашистские войска перешли границу, и лагерь курсантов подвергся бомбёжке и обстрелу. Сергей принял свой первый и последний бой, подносил снаряды зенитчикам. С четырех до пяти утра 22 июня при налете фашистской авиации все, что могло летать, было уничтожено. Многие лётчики погибли, даже не успев поднять самолёты в небо. Уцелели немногие, побежавшие к лесу. Сергею удалось улететь на последнем уцелевшем транспортном самолете. Воспоминания о том первом бое, о погибших друзьях не оставляли его никогда. Может быть, именно тогда, в начале войны, и родилась в нём потребность рассказать о великой силе духа соотечественников. Выживших в этой бомбежке направили в Оренбургское летное училище.
В ноябре 1941 года приступили к подготовке лётного состава. Шли первые, самые горькие и тяжёлые месяцы войны, и самолёты, и лётные кадры: лётчики, воздушные стрелки, механики — нужны были фронту как воздух, как вода. Отряды молодых лётчиков сменяли друг друга. Их обучали полётам на новых машинах. Сдавшие экзамены уходили на фронт. Оренбургские степи… сколько намотано километров в учебных полётах! Пролетая в вышине и любуясь их строгой красотой, курсант Алексеев не мог и предположить, что когда-нибудь всё это ему понадобится. Когда он станет писателем, будет списывать с памяти, как с живой картины, увиденное и пережитое в те годы.
Училище Сергей закончил с отличием, и его, несмотря на мольбы об отправке на фронт, как одного из лучших лётчиков училища оставили пилотом-инструктором по боевому применению самолётов штурмовой авиации. Днём на аэродроме он обучал лётному делу будущих пилотов, а вечером сам учился на вечернем отделении исторического факультета Оренбургского педагогического института. В то время в Оренбургском пединституте преподавали эвакуированные из Москвы профессора и преподаватели университета. Невзирая на тяжести военной жизни, Алексеев прошёл весь курс за год и пять месяцев и в 1944 году получил диплом с отличием. «Лётным учителем» он проработал до августа 1945 года, дважды попадал в аварии.
Пришла Победа. После окончания Великой Отечественной войны армия сокращалась. Начальство, узнав, что у Алексеева есть вузовский диплом, предложило ему поступить в Высшую дипломатическую школу. Карьера дипломата казалась весьма привлекательной, но перед самым отъездом на учёбу произошёл несчастный случай. Третья авария стала роковой. В очередном учебном полёте над железной дорогой у самолета отказал мотор, он вошёл в штопор почти у самой земли. В кабине был курсант, садиться неисправному самолёту было некуда. Курсант отделался ушибами, а Алексееву удалось посадить самолёт – относительно удачно – на узенькую полоску между лесом и железнодорожной насыпью. Падая, Сергей свалил машину на крыло, сломавшись, оно смягчило удар. С повреждённым позвоночником, с сотрясением мозга и тяжёлыми травмами он оказался в госпитале.
Когда в январе 1946 года он приехал в Москву, приём в высшую дипломатическую школу уже был завершён. Алексеев решил ждать следующего года. А чтобы скоротать время, пришёл в Министерство образования. В министерстве предложили временно поработать редактором в Детгизе. В стране был кадровый голод, а у Алексеева – диплом Государственного пединститута. Сергей согласился – потому что не знал, что это такое и думал, что в Детгизе он временно, до поступления следующей осенью в Высшую дипломатическую школу. А остался навсегда. Увлёк энтузиазм сотрудников издательства, его директора Константина Федотовича Пискунова. Все они так истово, с такой самоотдачей служили детству, детской литературе, что не попасть в этот костёр самозабвенной любви к порученному делу было просто невозможно.
С 1946 года он – редактор издательства «Детская литература». Работа увлекла его, стала его судьбой, началом дела всей последующей жизни. В послевоенные годы было очень мало художественных исторических книг для детей. Сами дети-читатели проявляли большую активность и интерес в познании и чтении. Они писали письма с просьбой написать для них книгу на ту или иную тему, хотели знать о событиях и героях своей истории. Алексееву не раз приходилось читать письма детей с просьбами рассказать в книгах об Александре Невском, Суворове, Кутузове, маршале Жукове, других выдающихся людях, об истории России. И многие просьбы ребят Сергей Петрович выполнил.
Редкостный дар позволял автору книг о далёком прошлом увлекать своих читателей, о чём бы он ни рассказывал. «Суровый век» Ивана Грозного и крестьянская война под предводительством Разина, петровские преобразования и пугачёвское восстание, Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов, подготовка и свершение Октябрьской революции, «красные и белые» в их непримиримой борьбе, «знаменитые стройки» 30-х годов и Великая Отечественная война – все эти события составляют сюжетную основу книг Алексеева.
Стремясь доступно рассказать детям о важнейших событиях в истории нашей страны, писатель работал в нескольких направлениях. Одно из них – это остросюжетное повествование о приключениях маленького героя, совершающихся на фоне крупных исторических событий. Так построены «История крепостного мальчика» (1958), «Сын великана» (1959), «Жизнь и смерть Гришатки Соколова» (1962), «Братишка» (1963). Приключенческая повесть на историческую тему давала возможность крупным планом показать характеры юных героев в их исторической обусловленности, но она же и ограничивала писателя в его стремлении к объёмному, многогранному изображению эпохи.
Другой путь, оказавшийся для писателя более плодотворным – создание циклов или объёмных повествований, состоящих из отдельных рассказов, посвящённых определённой исторической эпохе. Связанные лишь канвой исторического сюжета книги «Небывалое бывает» (1958) – повествование о петровских преобразованиях и Северной войне, «Рассказы о Суворове и русских солдатах» (1961), «Птица-слава» (1962) – художественная летопись Отечественной войны 1812 г., «Грозный всадник» (1966) – рассказы о Степане Разине, «Октябрь шагает по стране» (1967), «Декабристы» (1969), «Идёт война народная» (1975), «Красные и белые» (1980). Все они состоят из коротких, но вполне завершенных рассказов, в которых крупный план чередуется с общим, юмор соседствует с патетикой, исторический факт с историческим анекдотом. Перемена ракурса изображения, быстрая смена тональности рассказов, их многогеройность как нельзя лучше отвечали возрастным особенностям младших школьников и обеспечили устойчивый интерес к произведениям Алексеева на протяжении десятилетий.
Книги писателя содержат массу интересных сведений и привлекают читателей доверительной интонацией повествования. Главная задача Алексеева – дать маленькому читателю азы научного подхода к истории, понимание её закономерностей. Во имя этого писатель отказывается от замысловатого сюжета, богатства психологических и бытовых деталей при описании прошлого.
За сорок лет работы в литературе он создал более тридцати оригинальных книг, посвящённых истории России на протяжении четырёх веков: от середины XVI до середины XX вв. Произведения Сергея Алексеева, выдержали много изданий и переизданий. Это вклад, который трудно переоценить. Произведения писателя получили широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Они выходили на английском, немецком, французском, испанском, японском, хинди — всего на пятидесяти языках мира. Его труды отмечены в 1984 году Государственной премией СССР за книгу «Богатырские фамилии».В 1970-м Государственной премией РСФСР имени Н.К.Крупской за книгу «Сто рассказов из русской истории», в 1979-м — премией Ленинского комсомола. В 1978 году за книгу «Сто рассказов из русской истории» решением международного жюри имя писателя включено в Почётный список Г.-Х. Андерсена с вручением ему почётного диплома имени великого датского сказочника. Алексеев С.П. удостоен звания заслуженного работника культуры РСФСР. Но главная награда – читательское внимание и интерес к его книгам.