литературный юбилей – 2022

литературный юбилей – 2022

170 лет назад была впервые опубликована книга американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу “Хижина дяди Тома”.

«Маленькая леди, которая начала большую войну», — говорят, именно так президент Авраам Линкольн назвал Гарриет Бичер-Стоу, чья книга об угнетённом рабе стала «предвестницей» Гражданской войны в Америке.
«Хижину дяди Тома» написала американка Гарриет Бичер-Стоу — женщина, которая родилась в семье проповедника и долгое время работала учительницей в школе для девочек. Трудиться будущая писательница начала рано: в 14 она уже преподавала латынь, а в 16 — теологию. Бичер-Стоу рано потеряла мать — по её словам, именно поэтому ей были особенно близки страдания рабынь, которых разлучают с маленькими детьми. Все оттенки их чувств она позже отразила в своих книгах.
К 40 годам она выпустила учебник по географии и множество рассказов (первый, «Дядя Тим», вышел, когда Гарриет было 20). Но широкую известность ей принёс роман «Хижина дяди Тома». По словам автора, сюжет произведения был ей «послан свыше».
В биографии писательницы её сын говорит, что идея написать «Хижину дяди Тома» пришла Гарриет на собрании в церкви. Во время воскресного богослужения Бичер-Стоу посетило видение: она представила, как жестокий надсмотрщик избивает пожилого негра-раба, а несчастный в этот момент молится о прощении своего мучителя. 40-летняя женщина тогда с трудом сдержалась, чтобы не расплакаться прямо в церкви, а придя домой, описала всё увиденное на бумаге и прочитала своему мужу. Тот выслушал и посоветовал «расширить» историю. Вскоре эпизод смерти героя начал «обрастать» деталями и подробностями, в конце концов превратившись в роман.
Первая глава «Хижины дяди Тома» увидела свет спустя год после «видения» в вашингтонском еженедельнике «The National Era». Читателям отрывок понравился, и Бичер-Стоу продолжила свою работу. Каждую неделю в газете появлялась новая глава, рассказывающая о жизни доброго и порядочного негра-раба, а читатели с нетерпением ожидали очередного поворота сюжета. Так продолжалось около 10 месяцев, пока писательница не закончила свой роман.
По сюжету, главный герой романа — афроамериканец, который на протяжении действия успевает сменить нескольких хозяев, а в конце попадает к жестокому тирану, мучающему своих рабов. Но что бы ни происходило в жизни героя, он всегда остаётся честным и доброжелательным и даже сочувствует своим врагам. Герой погибает именно тогда, когда его жизнь могла бы наконец улучшиться — на руках у человека, который собирался сделать его свободным.
Прототипом для образа дяди Тома был бывший раб Джосайя Хенсон, который впоследствии опубликовал мемуары и выступал с лекциями.
20 марта 1852 г. впервые вышло отдельное издание «Хижины дяди Тома». Книга произвела фурор – 300-тысячный тираж быстро расхватали.
Однако не все восприняли книгу однозначно. Многие южане обвинили Бичер-Стоу в искажении фактов и в том, что она «преувеличила» издевательства над неграми-рабами. В ответ писательница выпустила ещё одну книгу — «Ключ к хижине дяди Тома», где доказала, что в основу романа легли реальные события и её наблюдения за жизнью угнетённых.
Но рабовладельцы были по-прежнему возмущены. Вскоре в книжных магазинах начали появляться ответы на роман Бичер-Стоу — произведения, в которых авторы (в основном, южане) рассказывали о благах рабовладения и представляли плантаторов как отцов большого семейства, с заботой относящихся к своим рабам. В этих романах подразумевалось или прямо утверждалось, что негры — народ, похожий на детей, неспособный жить без прямого надзора со стороны белых. Этот жанр в литературе получил название «Анти-Том». Сейчас большинство имён авторов, ведущих полемику с Бичер-Стоу, забыто, а их книги не очень популярны. Однако «Хижина дяди Тома» выдержала множество редакций и переведена на десятки языков. На русском языке роман впервые был напечатан в 1857 г. и был выпущен в качестве приложения к некрасовскому «Современнику».
Спустя 10 лет после публикации первой главы романа в Америке началась Гражданская война, которая закончилась отменой рабства. Многие высказывали мнение, что «Хижина дяди Тома» стала мощным пропагандистским орудием и в чём-то даже подтолкнула население к тому, чтобы сражаться за права притеснённых.

Нет комментариев.