литературный юбилей — 2022

литературный юбилей — 2022

150 лет назад журнал «Русский вестник» закончил публиковать в своих номерах роман Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы».

Из знаменитого «пятикнижия» только это произведение Достоевского было практически незнакомо широким читательским массам в СССР, что, в общем-то, неудивительно, ведь оно носить ярко выраженный «контрреволюционный», «антинигилистический» характер. В наши дни роман популярен, хотя некоторые критики находят образ одного из главных героев, Николая Ставрогина, не вполне удавшимся, плохо отображённым.
Однако проблема тут, видимо, не в том, что Достоевскому не хватило художественных средств для более чёткой «арткуляции» в описании персонажей, — просто многие вещи, хорошо понятные в России XIX столетия, сегодня массовому читателю нужно дополнительно объяснять.
К примеру, всякий студент-разночинец, молодой попович или тем паче образованный дворянин той эпохи знал, что «греческую» фамилию «Ставрогин» на русский язык можно перевести как Крестов или Крестовский, что отдельные ключевые события, на которых автор заостряет внимание, происходят в день великого праздника Крестовоздвижения, что эсхатологическая тема Креста, Крестного пути Спасителя (и козней Его лукавого антипода) для верующего человека в романе совершенно очевидна…
Кто такой Ставрогин по Достоевскому? Неглупый, внешне привлекательный индивидуалист, погрязший в грехах циник, способный починять своей воле многих людей, внушающий мистический ужас окружающим интроверт-социопат — именно таким философы и богословы ненредко изображают антихриста. Ну а крес в качестве символа бывает, как известно, и перевёрнутым…
«Бесы» — роман, который нужно хотя бы раз в жизни перечитать и как можно глубже осмыслить.

Нет комментариев.