литературный юбилей
18 июня — 210 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова, русского писателя и литературного критика (1812–1891).
Иван Александрович Гончаров стал известен как автор «трилогии о русской жизни» — романов «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв». В ней писатель показал быт и нравы «крепостнической России». Долгие годы Гончаров служил чиновником — работал в министерстве финансов, в цензурном комитете. А в 1850-х писатель совершил кругосветное путешествие на военном корабле «Паллада» и после этого написал сборник очерков «Фрегат «Паллада».
Иван Гончаров родился 18 июня 1812 года в городе Симбирск. Сейчас он называется Ульяновском.
Литератор был выходцем из крупной купеческой фамилии. Его отца звали Александр Иванович, он был строгим семьянином, занимался коммерцией, чего желал и сыну.
Мать, Авдотья Матвеевна Шахторина, была равна своему супругу по социальному положению. В отличие от многих современниц, Авдотья Матвеевна слыла очень начитанной особой. Об этом вспоминал и сам Гончаров, высоко оценивая таланты и склонности своей матери.
Ранние годы прозаика прошли в родовом имении. Хоть Гончаровы и не были дворянами, но могли позволить себе жить на широкую ногу. Впечатления, которые мальчик приобрёл в тот период, отразились в его творчестве уже позже. Когда молодому человеку исполнилось всего 7, скончался отец семейства. Авдотья Матвеевна воспитывала сына не в одиночку. На помощь пришёл крёстный будущего писателя, Николай Трегубов. Он был начитанным, умным мужчиной, когда-то служил на флоте. О своем наставнике Гончаров вспоминал исключительно тепло. Тот занимался с мальчиком день и ночь, помогал ему в освоении многих наук, в том числе гуманитарных. Иван был не единственным ребенком в семье. После смерти отца на попечении матери осталось ещё трое: сын Николай и дочери Александра и Анна.
Примерно в то же время молодого человека отправляют учиться в частную школу-пансион. Здесь юноша получал систематическое образование, осваивал точные науки, богословие, осваивал иностранные языки. В 1822г. через 2 года после начала академического пути молодого человека отправили в Коммерческое училище. Это московское заведение было одним из самых крупных и, пожалуй, наиболее авторитетным в плане подготовки будущих экономистов всех мастей. В кузнице кадров для российского хозяйства Гончаров провел целых 8 лет. Молодые люди, студенты осваивали экономику, бухгалтерию, право и не только. Такая учеба Ивана Александровича совершенно не привлекала. Специальность тоже: становиться бухгалтером и иметь дело с цифрами он не желал. С другой стороны, молодой человек всё равно прилежно учился, старался показывать высокий уровень и не раз попадал на доску почёта как один из самых успешных студентов. О временах бытности в коммерческом училище Гончаров вспоминал с сожалением. Ведь нелюбимому делу молодой человек отдал почти 10 лет своей жизни. В 1830г., так и не окончив заведение, Иван Александрович попросил мать похлопотать об его отчислении. Завершив образование, мужчина решил двигаться собственным путем.
Гончаров начал готовиться к поступлению в Московский университет. В те годы высшее образование давало широкие возможности, потому молодые люди охотно поступали на обучение. Успешно справившись с экзаменами, Иван Александрович попал на отделение словесности. Однокурсниками писателя были В. Белинский и А. Герцен. В обозримом будущем — выдающиеся люди, пусть и с разной судьбой, воззрениями и устремлениями.
Желание стать профессиональным писателем, связать свою жизнь с литературой Иван Александрович Гончаров осознал довольно рано. Выбор словесного отделения был далеко не случайным. Творческая биография Гончарова началась в середине 30-х годов. Но нельзя сказать, что старт его литературной карьеры был стремительным и безусловным. Это не так.
В 1834г. Иван Александрович окончил университет и получил диплом. После этого он отправился в родной Симбирск, где хотел перевести дух, сделать небольшую паузу. Затем писатель планировал поехать в Москву. Однако его наставник и крёстный, Николай Трегубов, настоял, чтобы тот остался в городе ещё на какое-то время. Вскоре Гончаров устроился на должность мелкого чиновника. Работа была невероятно скучной и душила все творческие устремления. Не желая врастать корнями в провинциальную почву, писатель уехал в Санкт-Петербург. Столица встретила его довольно холодно. Чтобы свести концы с концами Иван Александрович устроился в Министерство Финансов, стал переводчиком. Денег всё равно не хватало. Тогда Гончаров взял дополнительную нагрузку и начал преподавать. Давал частные уроки, репетиторствовал.
Так волей случая Гончаров познакомился с восходящими литераторами, коллегами по цеху Фёдором Достоевским, Николаем Некрасовым и Иваном Тургеневым. Именно тогда, к середине 30-х годов, Гончаров впервые взялся за перо. Писатель начинал с небольших рассказов и очерков. Его дебютные творения, «Лунные ночи», «Лихая болесть», печатали в местных журналах. В поисках себя Иван Александрович пробовал силы и в поэзии, писал стихи. Впрочем, не слишком удачные и широкой популярности они так и не приобрели. Начало 40-х годов стало точкой отсчёта настоящего творчества Гончарова. До пика и широкой популярности, признания было ещё довольно далеко. В середине десятилетия автор закончил свой первый роман, «Старики». Однако дебютное крупное произведение так не понравилось самому Ивану Александровичу, что он нещадно с ним расправился.
Писатель был недоволен подражательством Гоголю и схожестью его литературной работы с писательскими опусами Николая Васильевича. Вновь к крупной форме прозаик вернулся несколько позже. В 1846г. из-под пера тогда уже зрелого литератора вышло дебютное произведение большого размера. Первый роман Ивана Александровича Гончарова назывался «Обыкновенная история», где главным героем был дворянин Адуев. Работа прошла через трое рук: цензора Языкова, редактора и писателя Н. Некрасова и критика Белинского. И каждый выразил о книге своё собственное, противоположное остальным мнение. Недоволен остался разве что чиновник Языков, который посчитал роман слабым и «плоховатым». В 1847г., через 3 года от начала создания, «Обыкновенную историю» опубликовали в журнале «Современник». В Петербурге произведение стало необычайно популярным. Фурор дебютного романа обеспечил Гончарову уважение и некоторый кредит доверия как у просвещённого читателя, так и со стороны коллег по цеху. На волне успеха Иван Александрович взялся за вторую работу, роман «Обломов». В отличие от предыдущей книги, эту печатали отдельными главами в «Современнике».
Однако уже после начала работы и публикации первых отрывков Гончаров оказался недоволен результатом. Он вымарывал целые главы, переписывал их по нескольку раз. По стечению обстоятельств произведение превратилось в настоящий долгострой.
В начале 50-х литератора пригласили участвовать в экспедиции русского флота. Цели у неё были самые разные, в основном экономические. Гончаров должен был стать секретарём: переводить документы, вести судовой журнал и хронику путешествия. Недолго думая, он согласился. Его странствия продолжались с 1852г. по 1854г. Меньше чем за 2 года Иван Александрович посетил несколько стран: от Сингапура до Великобритании и Португалии. На протяжении всей экспедиции писатель вёл путевые заметки. Позже они вошли в сборник «Фрегата «Паллада» и стали предметом оживлённого интереса столичной публики.
К концу путешествия судно, на котором ходил писатель, пришло в негодность. Добираться до России ему пришлось собственным ходом, по сухопутным дорогам. Возвратившись в родную страну, писатель устроился в Минпросвещения и получил должность цензора. Работа была не слишком почётной и не особо творческой. Но по крайней мере она была хоть как-то связана с литературой. Так рассуждал Гончаров.
Параллельно службе Иван Александрович продолжал работу над своим «Обломовым». Черновик романа появился на свет только в 1858г. Ещё целый год ушёл на редактирование, разработку чистовика и приведение литературного труда в порядок. В 1859г. роман вышел в печать. Публика приняла новый труд Гончарова очень благожелательно. Образ ленивого помещика, который маялся от безделья называли правдивым, отражающим русский характер со всеми его противоречиями. Ивана Александровича хвалили и за творческий подход, и за правдивый взгляд на вещи. Единодушны были как простые обыватели, так и профессиональные критики.
Будучи цензором, Гончаров навлёк на себя недовольство многих писателей. В первую очередь его ругали за консерватизм взглядов. Он запретил множество статей и произведений.
После публикации «Обломова» литератор приступил к последнему крупному роману трилогии, книге «Обрыв». Работа шла сложно и медленно. Гончаров никак не мог поймать образ своего главного героя, Бориса Райского. Вынашивал его постепенно, дополняя всё новыми деталями. Времени на творчество было не много. Писателя назначили на несколько официальных должностей. В том числе редактора правительственной, государственной газеты. Из-за аврального графика и огромной нагрузки Гончаров быстро впал в апатию. С выгоранием ему приходилось упорно бороться. Вернуться в строй литератор сумел только к концу 60-х, когда уволился с официальных постов. Отставка позволила ему освободить немало сил и ресурсов. Публиковать роман начали в 1869г. Однако, как и в прежние времена, Гончаров остался недоволен своими творческими усилиями.
«Обрыв» оказался не таким удачным, как предыдущие работы. Критики отнеслись к нему прохладнее. Исследователи искусства считают, что книга вышла слишком поздно. На тот момент в стране начинались перемены. Новые тенденции сменили старые, и роман оказался неактуальным. Он был родом из 50-х, а не из прогрессивных 60-х. Однако Иван Александрович с присущим ему педантизмом просто не мог выпустить в свет недоработанное произведение. Он не стремился высказываться здесь и сейчас. Его литературу, как считают биографы и искусствоведы, нужно рассматривать как попытку осмыслить именно те годы. Спустя больше века трилогия, знаменитые романы Гончарова выглядят как тонкий срез из общества России того времени. Всмотревшись в него, можно увидеть нравы, быт и психологические особенности людей дореформенного периода.
На старости лет прозаик остался практически один. У него не было ни друзей, ни товарищей. Страна переживала времена перемен. Запрос на реформы среди всех слоёв общества был огромен. Начавшиеся социальные процессы сделали произведения Гончарова не столь востребованными, как ранее. Тогда были нужны работы, где бы слышались чаяния людей. Как раз здесь консерватизм Ивана Александровича и стал фатальным. Будучи человеком старой формации, писатель не мог до конца понять сущность происходящего. Да и времени, как сам он признавался, у него нет, как и душевных сил.
Из-за резкой перемены курса государства и общества литератор так и не решился взяться за перо снова. По крайней мере, романов он больше не писал. В последние годы жизни Гончаров подготовил несколько очерков. Взялся за критику. Но расцвет его творческой биографии подошел к концу ещё на закате 60-х. Финал жизни писателя был трагическим и незавидным. Он остался в полном одиночестве. На него нападала депрессия. Ранней осенью 1891г. прозаик тяжело простудился, и выкарабкаться уже не смог. Иван Александрович Гончаров умер 24 сентября 1891 года по новому стилю от воспаления лёгких. Похоронен писатель на Невском кладбище Санкт-Петербурга.