К 110-летию Александра Трифоновича Твардовского
Александр Твардовский: поэзия и личность
к 110-летию со дня рождения
С именем Александра Трифоновича Твардовского у очень многих ассоциируется образ Василия Тёркина – незабываемого народного героя. Есть и те, у кого имя Твардовского вызывает в памяти поколение шестидесятников – середину прошлого века, атмосферу размораживающей послесталинской оттепели, свободолюбивый журнал «Новый мир», руководимый бесстрашным Твардовским. Но, думаю, не ошибусь, если назову Твардовского крестьянским поэтом. В его жизни и мировоззрении вполне проявился характер и дух исторической «несущей конструкции» нашего народа – крестьянина. Крестьянина, нацеленного на созидательный труд, умеющего, если надо, отразить неприятеля и полного доброжелательного интереса ко всему, его окружающему.
Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года в деревне Загорье ныне Починковского района Смоленской области, а скончался 18 декабря 1971 года в дачном посёлке под Москвой, близ Красной Пахры. Сын кузнеца, человека грамотного, Твардовский рано пристрастился к чтению. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, а в 1939-м окончил знаменитый Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ).
Детство и юность Твардовского прошли в послереволюционной деревне. Александр с 14 лет был селькором смоленских газет, где в 1925 году впервые напечатали его стихи. Для большинства из них были характерны оптимистически-восторженные тона:
… к нам в деревню шум приходит новый.
Теперь под гомон молодых ребят
И старики на всё идти готовы.
(«Стихи о недокрытых крышах»)
Во время коллективизации были раскулачены и сосланы на Север родители Александра, но это не охладило его энтузиазма и веры в правоту не только идей, но и путей построения нового общества (поэмы «Путь к социализму» (1931), «Вступление» (1932), очерки «Дневник председателя колхоза» (1932) и другие).
Самое значительное произведение поэта предвоенных лет – поэма «Страна Муравия» (1934-1936). Трезвая печаль осознания неотвратимости происходящего и боль расставания с родным гнездом – в истории сельского труженика Никиты Моргунка, который скитается в поисках вольной страны крестьянского счастья и в результате принимает коллективизацию.
Побывав военным корреспондентом в походе в Западную Белоруссию (1939)и в советско-финской кампании (1939-1940), Твардовский писал Михаилу Исаковскому: «Армия будет второй моей темой на всю жизнь». Уже в это время рождается Вася Тёркин, полулубочный персонаж, плод коллективного авторства в газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» — чтобы в 1941 году благодаря таланту Твардовского вырасти в настоящего народного героя, простака и мудреца, жизнелюба и мстителя, крестьянина и воина. Язык поэмы – без единого фальшивого слова. Миллионы признали своим другом, братом, земляком героя Твардовского. «Василий Тёркин. Книга про бойца» получила Сталинскую премию 1-й степени.
Способность чувствовать чужую боль как свою проявилась в поэме «Дом у дороги» (1942-1946). В лирико-публицистической поэме «За далью — даль» (1950-1960) – раздумья о сложных перипетиях в судьбе страны, о долге художника. В сатирической поэме «Тёркин на том свете» (1954; 2-я ред. 1963) в гротескной картине «потустороннего» мира Твардовский представил «те черты нашей действительности – косность, бюрократизм, формализм, — которые мешают нашему продвижению вперёд». Официоз признал поэму «клеветнической» и не только не позволил её опубликовать в «Новом мире», но и в том же 1954-м добился снятия поэта с должности главного редактора. Тут же припомнились и другие «ошибки» Твардовского-руководителя.
Итоговая поэма-исповедь «По праву памяти», написанная в 1969 году, впервые вышла из печати лишь в 1987 году, через 16 лет после смерти Твардовского.
Имя поэта, к счастью, не забыто, его стихи читают, они звучат со сцены, многие положены на музыку.
Дорогие друзья! Рекомендуем к прочтению книгу Андрея Туркова «Александр Твардовский» из серии «Жизнь замечательных людей». Андрей Турков, известный критик, литературовед, представляет на суд читателей одно из первых в новейшее время жизнеописаний Александра Твардовского, свою версию его судьбы, вокруг которой не утихают споры. Как поэт, автор знаменитого «Василия Тёркина», самого духоподъёмного произведения военных лет, Твардовский — всенародно любим. Как многолетний глава «Нового мира», при котором журнал взял курс на критику сталинского руководства страной, обнажение всей «правды, сущей, как бы ни была горька» о коллективизации, репрессиях и о самой войне, публиковавший «неуставные» произведения
В. Некрасова, В. Гроссмана, А. Солженицына, — он до сих пор находится в центре горячих дискуссий. В направлении журнала ряд критиков и партийных лидеров увидели «раздутое критиканство», умаление победы в войне и завоеваний социализма, расшатывание основ государства, а также «великое заблуждение поэта». А. М. Турков, отстаивая позицию Твардовского, показывает его страстным, честным, принципиальным литературно-общественным деятелем, думавшим о народных интересах. Книга полемична, как полемична до сих пор фигура её героя, как полемична сама недавняя история нашей страны, эпическое осмысление которой ещё впереди.
Книга доступна в аудиоформате в базе «Первой интернациональной онлайн-библиотеки для инвалидов по зрению «Логос» (av37.15.ru).
Также предлагаем посмотреть документальный фильм «Александр Твардовский. Три жизни поэта», созданный каналом «Культура» в 2010 году к 100-летию Александра Трифоновича Твардовского. Ссылку на фильм смотрите ниже: