Конкурс чтения и письма по системе Брайля
В этом году исполнилось 210 лет со дня рождения Луи Брайля – французского тифлопедагога, автора рельефно-точечного шрифта, человека, который, в прямом смысле, позволил слепым людям увидеть мир. Благодаря его изобретению тысячи людей, потерявших зрение, или слепые от рождения, получили возможность развиваться, читать и играть музыку по нотам. Брайль нашел удивительно простое решение: глаз лучше улавливает линию, а палец — точку. Исходный базовый знак его письменности — шеститочие. Оно прекрасно приспособлено для осязания. Комбинируя шесть точек, Брайль придумал шестьдесят три знака, изображающих буквы, знаки препинания, цифры, ноты и т.д. Удобство этой системы еще и в том, что рельефно-точечные символы невелики по размеру и просты по форме. Пишут шрифтом Брайля в специальных тетрадках. Для письма по системе Брайля используют прибор, представляющий из себя пластину и крышку. На пластине выделены шеститочия. А крышка содержит отверстия, по которым осуществляется письмо. Для нанесения точек используется металлический грифель, напоминающий шило. Каждый вытесненный на бумаге символ соответствует конкретной букве алфавита. Чтобы прочитать текст, нужно перевернуть лист бумаги. Получается своеобразное «чтение наизнанку».
И еще: пишут незрячие справа налево, а читают благодаря повышенной чувствительности пальцев бегло, успевая осмыслить расположение точек.
Конкурс чтения и письма по системе Брайля проводится в нашей библиотеке ежегодно с целью продвижения уникальной системы письма и чтения по Брайлю среди незрячих граждан Брянска и области как основы их грамотности, духовного и интеллектуального развития. К сожалению, чтецов по Брайлю становится всё меньше и меньше. Незрячие и слабовидящие читатели отдают предпочтение «говорящим» книгам. В век прогресса можно долго спорить о значении системы Брайля, но ведущие специалисты едины в своем мнении — по сей день рельефно-точечная система чтения и письма для незрячих является основным и самым важным средством их реабилитации. И в обозримом будущем ее не заменит ничто другое. Сами знатоки Брайля отмечают: «Если человек не освоил систему Брайля, он не может стать грамотным. На слух нельзя понять, где ставить знаки препинания, где пишется «О» или «А».
3 декабря на конкурсе собрались подлинные знатоки – брайлисты. Читательский стаж многих из них исчисляется несколькими десятками лет. Впервые на конкурс приехали ребята из Трубчевской школы-интерната. Конкурс проводился в двух возрастных категориях (взрослые и дети) и состоял из двух этапов. Первый этап – чтение. Взрослые конкурсанты читали «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова, а дети – «Каштанку» А.П. Чехова. На втором этапе конкурса участники получили карточки с вопросами викторины, на которые необходимо было дать письменный ответ. Все блестяще справились со всеми заданиями. По итогам конкурса среди взрослых места распределились так: 1 место – Юлия Слюнченко, 2 место – Галина Блусь, 3 место – Сергей Слюнченко. Среди детей 1 место за Лизой Новиковой, на 2 месте Мажуго Владислав, на 3 месте Валерий Леонов.
Благодарим всех принявших участие в конкурсе, поздравляем победителей и желаем новых успехов!