Книги – юбиляры

Книги – юбиляры

Цикл «Книги – юбиляры»

В этом году сразу две пьесы великого русского драматурга Александра Николаевича Островского отмечают свой юбилей.

160 лет исполняется со дня выхода в свет самостоятельного издания пьесы «Гроза».

   История создания пьесы «Гроза»  берет своё начало летом 1859 года, а заканчивается через несколько месяцев, уже в начале октября. Известно, что этому предшествовало путешествие по Волге. Под патронатом морского министерства была организована этнографическая экспедиция с целью изучения обычаев и нравов коренного населения России. В ней участвовал и Островский.

Прототипами города Калинова были множество приволжских городков, одновременно похожих друг на друга, но имеющих нечто уникальное: Тверь, Торжок, Осташково и многие другие. Островский, как опытный исследователь, все свои наблюдения о быте русской провинции и характерах людей заносил в дневник. На основе этих записей позже были созданы персонажи «Грозы».

Долгое время существовала гипотеза, что сюжет «Грозы» был полностью позаимствован из реальной жизни. В 1859 году, а именно в это время была написана пьеса, жительница Костромы ранним утром ушла из дома, а позже её тело обнаружили в Волге. Пострадавшей была девушка Александра Клыкова. во время следствия высинилось, что обстановка в семье Клыковых была достаточно напряжённой. Свекровь постоянно издевалась над девушкой, а бесхарактерный муж никак не мог повлиять на ситуацию. Катализатором такого исхода событий стали любовные отношения между Александрой и почтовым служащим.

Это предположение сильно укоренилось в сознании людей. Наверняка в современном мире в то месте уже были бы проложены туристические маршруты.

Однако в начале ХХ века созданный вокруг этого происшествия миф развеялся благодаря сопоставлению дат. Так, инцидент в Костроме произошёл в ноябре, а месяцем ранее, 14 октября, Островский отнёс пьесу для печати. Таким образом, писатель никак не мог отобразить на страницах то, чего ещё не совершилось в реальности. Но творческая история «Грозы» от этого не становится менее интересной. Можно предположить, что Островский, будучи умным человеком, смог предугадать, как сложиться судьба девушки в типичных условиях того времени.

Наиболее реальным прототипом Катерины можно назвать актрису театра Любовь Павловну Косицкую, которая впоследствии и сыграла эту роль. У Островского, как и у Косицкой, была своя семья, именно это обстоятельство помешало дальнейшему развитию отношений драматурга и актрисы. Косицкая была родом с Поволжья, но в 16 лет сбежала из дому в поисках лучшей жизни. Сон Катерины, по свидетельствам биографов Островского, был ничем иным как записанным сном Любови Косицкой. К тому же Любовь Косицкая чрезвычайно трепетно относилась к вере и церквям. В одном из эпизодов Катерина произносит следующие слова:

«… До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Премьера «Грозы» состоялась 16 ноября 1859 года на сцене Малого театра.

В декабре 1859 года цензура разрешает пьесу к изданию. Самостоятельным изданием «Гроза» выходит тоже в 1860 году. А 25 сентября 1860 А.Н.Островскому дают премию, как автору пьесы.

Наверное, нет другой такой пьесы, как «Гроза», которую бы так часто ставили на своих подмостках драматические театры.

Не отстают от них и версии экранизации: первый, ещё  немой вариант, был поставлен в 1912 году. Роль Катерины в нем сыграла молодая ещё Вера Пашенная. Потом был фильм 1933 года, режиссера Владимира Петрова.

А в 1977 году вышел фильм  фильм-спектакль режиссёров Феликса Глямшина                          и Бориса Бабочкина, в котором главную роль сыграла Людмила Щербинина.

И, наконец, в 2019 году режиссер Григорий Константинопольский снял свою версию «Грозы», поместив героев в наше время, подчеркнув тем самым, что проблемы межличностных отношений в обществе одинаковы во все времена.

Вторым юбиляром является пьеса «Бешеные деньги».

150 лет назад вышло её первое издание.

     Вначале автор хотел назвать пьесу «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном для нас названии.

В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки» в 1870 г. – № 2. Премьера состоялась в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы (6 октября того же года).

Пьеса демонстрирует жизнь русского Замоскворечья не такой, какой она пыталась казаться, а какой была на самом деле — не слишком честной и образованной.

    Красавица Лидия Чебоксарова привыкла тратить деньги без оглядки, и теперь, когда семья ее разорилась, остается только искать богатого жениха. Ухажеры девушки решают сыграть с ней злую шутку и выдают случайного знакомого за владельца золотых приисков.

     В обществе быстро распространились и стали крылатыми  фразы из произведения:

 

  • «Нынче не тот богат, у кого денег много, а тот, кто их добывать умеет».
  • «Только бешеные деньги не знают бюджета».
  • «Умные люди сами по себе, а мы сами по себе».
  • «И в рубище почтенна добродетель».
  • «Совесть моя так же чиста, как и карманы».

С момента первой постановки пьеса не сходит с подмостков российских драматических театров, потому что сюжет, характеры персонажей, все действия так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными. Спектакли по пьесам А.Н.Островского ставят не только в России, но и во всем мире

Из экранизаций можно назвать телевизионный спектакль Малого театра 1978 года

  И художественный фильм «Бешеные деньги» режиссера Евгения Матвеева, 1981 года

Для наших читателей все пьесы А.Н.Островского доступны в любом необходимом формате (электронные книги, диски, издания РТШ, книги укрупненного шрифта, плоскопечатные издания).

Нет комментариев.