Всемирный День театра

Всемирный День театра

«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины?»

Кто из нас не знает этого знаменитого монолога Белинского о театре?!

27 марта по всему миру отмечается День театра. Он учреждён Конгрессом Международного института театра в 1961 году и традиционно проходит под девизом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Это праздник всех, кто имеет профессиональное отношение к театру, и тех, кто является его поклонником и зрителем.

Предлагаем вашему вниманию небольшой обзор художественной литературы о театре.

Джером Клапка Джером «Артисты и поклонники»

Легко ли служить священному искусству за несколько шиллингов? Что могут узреть зрители, если занавес поднимется не вовремя? Почему расклейщики афиш и уборщицы гораздо важнее для успеха спектакля, чем актеры? Существует ли на свете такое чудо, как честный антрепренер? Почему героини предпочитают играть в собственных платьях, даже если действие пьесы разворачивается в далеком прошлом? Гастрольные легенды, закулисные истории и неподражаемый стиль Джерома К. Джерома – в удивительном собрании рассказов!

С тех пор как открылся балаган, ничего нового не придумано. Все те же маски: герой, злодей, резонер, те же любовные монологи и сцены у постели умирающего, все те же злоба и ненависть. Какой новизны вы хотите? Как только зритель придумает новый способ смеяться или лить слезы, тогда и родится новый театр.

Клаус Манн «Мефистофель»

Казалось, что судьба должна быть благосклонна к Клаусу Манну: ему посчастливилось родиться сыном знаменитого на весь мир писателя Томаса Манна. Однако жизнь его оказалась на редкость трудной, а финал трагичным. Несмотря на свое блестящее образование и бесспорный талант, Клаус Манн с первых своих шагов на литературном поприще вынужден был преодолевать недоброжелательность критики и отстаивать право на самостоятельное творчество. Приход к власти нацистов заставил писателя покинуть Германию.

Самым известным романом Клауса Манна является “Мефистофель. История одной карьеры”, написанный в 1936 году и в том же году изданный сначала в Амстердаме, затем в Москве. Роман повествует о жизни Хендрика Хефгена (прототипом главного героя Клаусу Манну послужил его зять, известный актёр и режиссёр Густаф Грюндгенс), преуспевающего актёра, режиссёра и интенданта столичного театра. Хендрик Хефген предает свой талант ради карьеры, положения и денег. Став на путь компромиссов со своей совестью, Хефген становится соучастником преступлений нацистского режима. “Мефистофель” – роман о взаимоотношениях власти и творческой личности.  И сегодня роман Клауса Манна не потерял своей актуальности. По-прежнему отчетливо звучит авторская мысль: искусство не терпит компромиссов, его нельзя создавать с пустым сердцем…

Сомерсет Моэм «Театр»

Самое знаменитое произведение Сомерсета Моэма – роман об актрисе Джулии Ламберт, для которой театр стал жизнью, а жизнь превратилась в непрерывную театральную игру. О театре и его взаимоотношениях с жизнью Моэм знал не понаслышке: и как успешный драматург, и как агент британской разведки, во многих странах, в том числе и в России, оттачивавший искусство перевоплощения.

Михаил Булгаков «Театральный роман»

Свой неоконченный “Театральный роман” (авторское название “Записки покойника”) Михаил Афанасьевич Булгаков создавал в 1936-1937 годах, после разрыва отношений с МХАТом и его главой Константином Сергеевичем Станиславским. Писатель остро переживал прекращение репетиций своего “Мольера” (“Кабала святош”) на сцене МХАТа. Можно сказать, что роман с театром у Булгакова складывался довольно печально: почти все его вещи были либо сняты из репертуара, либо не допущены до сцены по цензурным соображениям (исключение составляла пьеса “Дни Турбиных”, которая пользовалась неизменным успехом у зрителей). Однако в записках покончившего жизнь самоубийством начинающего литератора и драматурга Максудова (“Записках покойника”) нет места политике. Булгаков, немало испытавший от советской власти, понимая, в какое непростое время он живет, отказался в своем произведении от темы “художник и власть”, ставшей главной причиной прекращения работы над “Мольером”. Основное внимание в ярком, умном и ироничном “Театральном романе” посвящено искренне любимому и глубоко почитаемому автором Театру, а что может быть интереснее закулисной жизни…

Борис Акунин «Весь мир театр»

Действие романа Бориса Акунина “Весь мир театр” происходит в 1911 году. К сыщику Фандорину обращается вдова А. П. Чехова Ольга Леонардовна Книппер-Чехова с просьбой помочь актрисе театра “Ноев Ковчег” Элизе Альтаирской-Луантэн. По мнению Книппер-Чеховой, Элизе угрожает серьёзная опасность. Фандорин отправляется на спектакль “Бедная Лиза”, в котором Альтаирская играет главную роль, и страстно в неё влюбляется. В конце спектакля Эраст Петрович становится свидетелем инцидента покушения на Элизу. Под видом кандидата в драмотборщики (завлиты) сыщик проникает в театр и знакомится с труппой, сочиняет пьесу “в японском духе” для театра “Ноев Ковчег”, в которой Альтаирской отведена главная роль – гейши Идзуми.

Дина Рубина «Синдром Петрушки»

Цикл “Люди воздуха” повествует о своем собственном поиске смысла жизни, где главный герой – это сложный, одухотворенный персонаж, который занят чем-то особенным, во что вкладывает свою душу, чему посвящает жизнь. Кто-то поглощен высоким и чистым творчеством, кто-то вообще живет в другой реальности, но все эти “люди воздуха” несут свой особый внутренний заряд и меняют этот мир до неузнаваемости. Критики и читатели в своих отзывах и рецензиях отмечают узнаваемый, неповторимый авторский слог, яркую и колоритную прорисовку персонажей и оригинальность сюжета.

“Синдром Петрушки” – третья книга цикла, почти готический роман о куклах и кукольниках, стягивающий воедино полюса истории и искусства; семейный детектив и психологическую драму, прослеженную от ярких детских и юношеских воспоминаний до зрелых седых волос.

 

 

 

Нет комментариев.